0
1189
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2012 00:00:00

Голос интеллигенции

Тэги: театр


театр Юбиляр Толмачева.
Фото РИА Новости

Лилия Михайловна Толмачева – народная артистка России; когда отмечают очередной день рождения «Современника», из основателей на сцену выходят по-прежнему трое – Галина Волчек, Игорь Кваша и она, Толмачева, участники той легендарной Студии молодых актеров, которые по ночам репетировали, а потом и играли «Вечно живых». Толмачева играла Ирину. Она – из тех, кому на роду написано играть роли русских интеллигентов.

Кто-то написал о героине, которую играла Толмачева, – трепетная. Очень точное слово: такая хрупкая, она одновременно сочетает в себе, а через себя – и в героинях, которых играет, – и трепетность, и стоицизм, какую-то стоическую мудрость сопротивления.

Скажем, она не была диссиденткой, как не были диссидентами ни Волчек, ни многие другие актеры «Современника», как точно не был диссидентом и основатель «Современника» Олег Николаевич Ефремов (а Толмачева была его первой женой), но это было какое-то эстетическое несоответствие и какое-то молчаливое, хотя и немолчаливое тоже – противостояние советской власти. Недаром разнообразные «органы» в каждом спектакле театра видели скрытую и явную себе угрозу и пропускали, разрешали – со скрипом, не сразу. Ее муж Виктор Фогельсон, которого, увы, уже нет в живых, был одним из самых известных литературных редакторов, а дом их был таким вот клубом, где бывали многие великие, лучшие писатели, вообще – лучшие люди того времени.

Сияющие счастьем или, наоборот, излучающие внутреннюю трагедию глаза Толмачевой – еще один аргумент в пользу сложности даже самого раннего «Современника», да, правда жизни, шептальный реализм, но как сложно, как непросто устроенный, – нюансы эмоций, какие-то десятые доли полутонов – она играла и в «Вечно живых», и потом в «Пяти вечерах», в «Двое на качелях», в роли Настены в «На дне», каждая роль – событие, повод для разговоров на большую статью. Ива – в «Эшелоне», Александра Коллонтай в «Большевиках»... Страдать – но каждый раз по-разному и так, чтобы не замылились чувства, приемы, – редкий талант каждый раз какой-то подлинной, живой жизни на сцене, – все это тоже уроки «Современника», которые она пронесла через всю жизнь. Играет сегодня в «Крутом маршруте». По-настоящему. Вот и благодаря ей этот спектакль жив уже... сколько? 23 года!

«НГ»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
986
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1053
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
902
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
761

Другие новости