0
894
Газета Культура Печатная версия

06.06.2012 00:00:00

Голос интеллигенции

Тэги: театр


театр Юбиляр Толмачева.
Фото РИА Новости

Лилия Михайловна Толмачева – народная артистка России; когда отмечают очередной день рождения «Современника», из основателей на сцену выходят по-прежнему трое – Галина Волчек, Игорь Кваша и она, Толмачева, участники той легендарной Студии молодых актеров, которые по ночам репетировали, а потом и играли «Вечно живых». Толмачева играла Ирину. Она – из тех, кому на роду написано играть роли русских интеллигентов.

Кто-то написал о героине, которую играла Толмачева, – трепетная. Очень точное слово: такая хрупкая, она одновременно сочетает в себе, а через себя – и в героинях, которых играет, – и трепетность, и стоицизм, какую-то стоическую мудрость сопротивления.

Скажем, она не была диссиденткой, как не были диссидентами ни Волчек, ни многие другие актеры «Современника», как точно не был диссидентом и основатель «Современника» Олег Николаевич Ефремов (а Толмачева была его первой женой), но это было какое-то эстетическое несоответствие и какое-то молчаливое, хотя и немолчаливое тоже – противостояние советской власти. Недаром разнообразные «органы» в каждом спектакле театра видели скрытую и явную себе угрозу и пропускали, разрешали – со скрипом, не сразу. Ее муж Виктор Фогельсон, которого, увы, уже нет в живых, был одним из самых известных литературных редакторов, а дом их был таким вот клубом, где бывали многие великие, лучшие писатели, вообще – лучшие люди того времени.

Сияющие счастьем или, наоборот, излучающие внутреннюю трагедию глаза Толмачевой – еще один аргумент в пользу сложности даже самого раннего «Современника», да, правда жизни, шептальный реализм, но как сложно, как непросто устроенный, – нюансы эмоций, какие-то десятые доли полутонов – она играла и в «Вечно живых», и потом в «Пяти вечерах», в «Двое на качелях», в роли Настены в «На дне», каждая роль – событие, повод для разговоров на большую статью. Ива – в «Эшелоне», Александра Коллонтай в «Большевиках»... Страдать – но каждый раз по-разному и так, чтобы не замылились чувства, приемы, – редкий талант каждый раз какой-то подлинной, живой жизни на сцене, – все это тоже уроки «Современника», которые она пронесла через всю жизнь. Играет сегодня в «Крутом маршруте». По-настоящему. Вот и благодаря ей этот спектакль жив уже... сколько? 23 года!

«НГ»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Варшава дорожит своим главным советником по России

Варшава дорожит своим главным советником по России

Андрей Серенко

Славомир Дембский продолжит руководить ведущим польским «мозговым центром»

0
721
100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

0
387
Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Татьяна Астафьева

0
864
«Газпром» заинтересовался «высокоточными болотоходами»

«Газпром» заинтересовался «высокоточными болотоходами»

Сергей Иванов

Техника «Курганмашзавода» позволит добраться до самого богатого месторождения газа в России

0
825

Другие новости

Загрузка...