0
3768
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2013 00:01:00

Маска Юхананова

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – завотделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: театр, спектакль, юхананов, пушкин


театр, спектакль, юхананов, пушкин Пушкин: глаза бы мои не видели!.. Фото с официального сайта театра «Школа драматического искусства».

До конца нынешнего сезона премьеру «Стойкого принципа» больше не сыграют. Обещают теперь в сентябре, а пока прошло два представления, три – вместе с генеральным прогоном. Не странно: спектакль идет в двух частях, первая –  четыре с половиной часа, вторая – почти шесть часов, с двумя антрактами. Я попал на последний показ, когда «Стойкий принцип» играли в два вечера и только на вторую часть.
Что же, у Юхананова коротко и раньше никогда не получалось, в этом отношении он верен себе. Легендарный его «Наблюдатель» по пьесе культового тогда, в конце 80-х, Алексея Шипенко, шел 6 часов, а «Вишневый сад» растянулся, если память не изменяет, на целую неделю.
Не скрою: к Юхананову у меня, как, возможно, не только у меня – предубеждение. Всегда. Ну вот, например, нынешний «Стойкий принцип». Читаю пресс-релиз: масштабный проект соединяет в себе мистерию и перформанс. Ну-ну… Как шутил мой покойный дядя, композитор Исаак Шварц, – модные композиторы пишут музыку только на стихи неизвестных китайских поэтов IX века… «Стойкого принца» Кальдерона Юхананов скрестил с «Пиром во время чумы», как знатный мичуринец, хотя о том, что Пушкин был знаком с творчеством Кальдерона, написаны уже научные труды, ученые находят параллели, неизменно отмечают восторг, с которым Пушкин всякий раз упоминал имя испанского драматурга. На Кальдерона ссылался Пушкин в борьбе с оковами классицизма.
Но сейчас о предубеждении. Берешь программку, а там: «Спектакль в трех актах, двух кладбищах и одном концерте», концерт соответствующий, на сцене страдают кальдероновские принцы, полководцы, короли, мавры, наконец, а сбоку ди-джей, понимаете ли. «А у нас дискотека, и следующая мелодия в исполнении джаз-оркестра под управлением Леонида Утесова, «Быстрый вальс» Дунаевского или чуть раньше «Танго Магнолия» поет Сергей Васильев, тот самый, который «Кабаре Безумного Пьеро», с выбеленным лицом и бескозыркой на голове. Живописный, как бамбуковый стебель, ломкий, как эти два, скрюченные в три погибели фигуры Пушкина с закрытыми глазами и Кальдерона. Глаза закрыты, потому что «жизнь есть сон». Испанскую тему в спектакле поддерживает «Кровавая свадьба», привет от Гарсиа Лорки, жертвы Гражданской войны. Вот оно! Это всё про войну, про войну и про смерть, про смерть осмысленную и смерть бессмысленную, одинаково трагическую, хотя и пышущую у Пушкина бесшабашным, не признающим границ кабареточным весельем. Предубеждение Юхананов разрушает, как прежде рушил все сомнения его учитель Анатолий Васильев: после стояния у парадного подъезда «Школы драматического искусства» на Поварской, когда некто со списком выдергивал послов и атташе, провожал их в зал, а ты стоял и ждал и «наливался» предубеждением. А потом начинался спектакль, и предубеждение вмиг рассеивалось.
«Стойкий принцип» – пожалуй, самый васильевский спектакль Юхананова, к слову, сделанный не только силами актеров театра, но также в нем участвуют и ученики Юхананова из его «Мастерской Индивидуальной Режиссуры».
Редкий случай – ты сознаешь, что спектакль умнее тебя (и не раз!), и это обстоятельство радует. Почему вдруг «Буги-вуги», а за ними «Кровавая свадьба», а следующая сцена – «Кабаре», а  дальше «Мемориал» и «Реквием»? А в третьем акте Kirie eleison, разумеется, хорал  XII века, обработанный нашим современником Дмитрием Курляндским. Непонятно, но ведь захватывает, не дает оторваться от сцены, не смаривает в сон.
В роли дона Фернандо – еще один ученик Васильева, нынешний главный режиссер «Школы драматического искусства» Игорь Яцко. Роль-событие, не побоюсь этих громких слов.
Вот еще одна интересная мысль, о чем, мне кажется, думал Юхананов (прежде чем сказать про Яцко): война – это ясно, место, где каждый проявляет себя, но также территория, противостоящая философии: поле боя – не место для размышлений, задумался только – и все, тебя нет. Руби саблей, коли штыком, стреляй, перезаряжай. Но также война – место, одновременно и почти уничтожающая, к примеру, болевой порог, люди часто не чувствуют боли в бою, и обостряющая чувства, и располагающая к размышлениям о жизни и смерти. Остроту этих противоречий Юхананов вытаскивает наружу. Равно, складывается впечатление, важен был для постановщика и «путь зерна», так определенно сформулированный в конце 1917 года Ходасевичем:  
«Так и душа моя идет путем зерна: /Сойдя во мрак, умрет и оживет она. /И ты, моя страна, и ты, ее народ,/Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, / Затем, что мудрость нам единая дана:/ Всему живущему идти путем зерна».
Так вот: никогда еще Юхананов не был так близок к своему учителю Васильеву, и дело не только в привычной, узнаваемой васильевской манере декламировать, когда выделяется, акцентируется, делается выпуклым каждое слово, и каждое звучит и, «выпирая», не нарушает, а лишь больнее делает все скрывавшиеся в словах смыслы. Вот то, что делает декламацию Игоря Яцко подлинным событием этого длинного спектакля. Он буквально гипнотизирует своим чтением.
 Важно сказать вот ещё что. «Стойкий принцип» – это очень сегодняшний спектакль, в смысле – укладывающийся в поиски и находки искусства ХХ и уже нового, нынешнего века: кончается спектакль и дальше следует ряд сносок, комментариев, приложений, важных для понимания «основного текста». За «Пиром во время чумы» – «Песня Мери», затем отдельно «Священник и Вальсингам», отдельно – концерт для хора «Пушкинский венок», монолог молодого человека и  снова песня Мери. На премьере, говорят, в финале пели Леонид Федоров, лидер «АукцЫона», и Анна Хвостенко. И в сентябре, обещают, еще споют.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
369
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
392
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
253
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
167

Другие новости