0
2309
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2013 00:01:00

Поролоновая империя многоразового применения

Тэги: скульптура, выставка, шеховцов


скульптура, выставка, шеховцов Сергей Шеховцов – спиной к трону, но на пути к нему. Фото предоставлено пресс-службой Фонда культуры «Екатерина»

Подготовленный совместно с XL Projects и получивший из XL куратора Елену Селину, проект «Короткий монтаж» – «фирменные» шеховцовские поролоновые скульптуры вроде разрушающего все стены мотоциклиста, особенно прославившегося после Венецианской биеннале 2009 года. Опусы известные и разновозрастные, но сейчас фонд «Екатерина» пустил их в свои просторные залы, и это первый крупный в столице нашей родины показ художника. Собственно, выставка и есть про родину и про жизнь вообще. Но один из первых вопросов, возникающих при взгляде на работы, – каков срок годности этих внушительных объектов, сделанных из бросовых материалов?
Чтобы строгий зритель сразу не морщился, заслышав про поролоновые скульптуры, веру в искусство нужно подтвердить тем, что у Шеховцова вообще-то классическая выучка. За спиной живописный класс Суриковки под руководством Николая Андронова – того самого, которого среди прочих новаторов "обласкали" на выставке 30-летия МОСХа в 1962-м за «Плотогонов». Но Шеховцова тянуло работать с материалом, с формой именно в смысле преодоления аморфной материи, из которой возникает нечто. К тому же после института стало понятно, что практиковать в искусстве придется по другой линии, нежели учили. Тут подвернулся сквот на Бауманке и Валерий Кошляков как один из проводников в contemporary art. Ну и закрутилось.
Шеховцов – участник биеннале 2004-го в Сан-Паулу, названной уже Венецианской биеннале проекта «Русское бедное». Два года назад в Перми прошла его персоналка. В столичных галереях (в той же XL) и музеях он, конечно, тоже не раз показывался – как-никак из числа самых известных сегодня авторов, но крупная экспозиция первая.
Сегодняшняя жизнь по Шеховцову – не сетования и не патриотизм. Его занимают не сюжет и не материал сами по себе, а смысловой сдвиг, получающийся от их соединения, – дополнительный оттенок. Например, к высочайшему трону ведут, как на взлетной полосе, светящиеся стрелки, и все вместе становится метафорой карьерной лестницы, того самого про «Достиг я высшей власти» (и темный зал окрашен красным  монаршим и кровавым светом), а головами орла тут притворились камеры видеонаблюдения. Но кресло фейковое, поролон изнашивается быстрее дерева, и могущество это после секундного оцепенения вызывает ухмылку. Правда, в соседнем зале снова на контрасте стая поролоновых собак – грызущихся, любящих друг друга, просто живущих  и со следами ботинок на боках. Собачья жизнь как противоположный от птиц царского полета полюс. Весь «Короткий монтаж» строится по такой синусоиде смены картинок и состояний.
И все это забрано «в скобки» инсталляций-тезок под вывеской «Кинотеатр». Войдя в первый кинозал, где поролоновая публика вперила взор в пустой экран, настоящий зритель, остановка которого срежиссирована ровно перед этим экраном, словно раздваивается, становясь разом и субъектом, и объектом разглядывания. По сути, уподобляется поролоновым манекенам, взыскующим зрелищ из темноты комнаты. А соседнее пространство вдруг прорезает  будто и впрямь сквозь стену пущенное  бревно с пенопластовым беглецом, вечно спешащим из киновселенной в реальную и обратно. По ходу дела еще один кинопоказ, там семейная пара созерцает груду хлама. Ну и в финале вы снова оказываетесь один на один с важнейшим из искусств, на сей раз публика поглощена 3D – и тут, как всегда, важна инсталляция не сама по себе, но в соседстве с другими. А там  часовые механизмы (время капает), с одной стороны, и «Огонь», гигантские зажигалки на карте мира с вполне очевидными коннотациями – с другой. Фильм, сочиненный Шеховцовым, – мир абсурда, привычный, как реальность. Камеры слежения, гонки и врывающийся сквозь стену в зал «Гонщик» (одна из самых известных работ Шеховцова, участница российского проекта на Венецианской биеннале 2009 года – второй вариант сейчас показывают в ММОМА). Там же   превратившаяся в руинированную колонну банка газировки, компьютерные «стрелялки» и облюбовавший скамейку в метро бродяга.
«Да ладно, скажем, идя мимо, поролон недолговечен… Забудется этот фильм». Но скульптор технологию совершенствует, в одном интервью он сказал, что пропитанный спецсоставом поролон живет лет 25. Сейчас принято работать с бросовыми материалами, в них художники ищут адекватное эпохе. Так, Ирина Корина бралась то за пластик, то за пластилин (запомнившийся прежде всего по «Показательному процессу»), то стала включать в свои инсталляции палатки-тенты как метку современности. Группа Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов) много работает с полиуретаном, делая из него и гигантский фейсбучный логотип, и срезы культурного слоя со спрессовавшимся хламом вроде мобильников.
Материал – важный «аргумент» в вопросе о бытовании монументального искусства. Сегодня в него закладывают ощущение дешевизны, будто пытаясь развенчать саму идею монументальности, и ощущение временности – часто, впрочем, обманчивое. И если говорить о разнице между нашим «памятник» и импортным «монумент», Шеховцов изготавливает именно монументы. Ведь если памятник о прошедшем времени, монумент – про актуальное. Пластически работы могут быть более или менее убедительны, но их плоть – то, что связано с нервом времени. Без нервов, со здоровой долей сарказма. Показанные не в XL на Винзаводе, а на Лубянке, объекты Шеховцова тоже заиграли новыми красками.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
346
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
992
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1163
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1794

Другие новости