0
3887
Газета Культура Интернет-версия

27.06.2013 23:22:00

Из жизни ведущих театральных критиков

Тэги: театр, критик, станиславский, угаров, юхананов


театр, критик, станиславский, угаров, юхананов

Департамент культуры Москвы решил власть в московских театрах раздавать по-честному, то есть, не имея ни желания, ни даже возможностей подозревать кого-либо в чем-либо дурном, я уверен, что и раньше, и сто, и двести лет назад (тогда – особенно) кресла руководителей московских театров раздавали по совести, руководствуясь высокими морально-деловыми и профессиональными качествами господина Сумарокова, например.

И вот – объявлен был конкурс на разработку концепций развития сразу двух столичных театров, Театра имени Станиславского и Центра драматургии и режиссуры, благо и там, и тут у руководителей истекали сроки контрактов. А 19 июня на сайте департамента появилась новость, что все, кто хотел, прислал свои заявки, прием окончен. Среди подавших – известный продюсер Леонид Роберман, режиссеры – ох, люди такие все разные, даже странно разных таких перечислять здесь через запятую! – Клим, Борис Юхананов, Николай Рощин, Владимир Агеев, Ольга Субботина, Михаил Угаров, Валерий Белякович, Валерий Сторчак, а также – Марина Андрейкина, Валерий Семеновский, Юрий Фаинкин, Игорь Троилин… 

В новости департамента культуры невозможно разобрать, что, к примеру, заявка Николая Рощина, который сегодня возглавляет театр АРТО, подана в компании с Троилиным, Фаинкиным и Семеновским, а Марина Андрейкина идет в связке с Юханановым и т.д. Но, возможно, желание максимальной открытости – в том, что касается кадровой политики, снятий и назначений, у нас не мешает одновременной скрытности и повышенной секретности? Так бывает. У нас. Меня в той новости больше всего разволновала последняя подробность: «Все заявки участников конкурса будут направлены на рассмотрение представителям Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры РФ, а также ведущим театральным критикам Москвы». День или даже два я промучился – ведущий ли я? Критик ли? Но – чу (так раньше в романах обозначали самые волнительные моменты)! Через день по электронной почте приходит письмо, я – среди избранных, правда, избранных – много. Всем предлагается расставить плюсы и минусы, в крайнем случае можно – нули. Отдельно – именам, отдельно – концепциям. «Для наиболее объективной оценки … направлены только заявки без указания фамилий режиссеров и отдельно список режиссеров (без заявок)», впрочем, и концепции нам тоже решили не показывать, добрые люди все прочитали, свели 10-20 страниц к одному-двум предложениям. Ну, вот, например: «Создание театра режиссуры: привлечение ведущих российских и зарубежных режиссеров, молодых режиссеров. Школа режиссуры. Сохранение и развитие труппы. Использование различных художественных жанров, с привлечением ведущих современных композиторов, коллективов. Возрождение исторического кинопоказа на площадке в ночное время» - это про Театр Станиславского. По-моему, красиво. Впрочем, там все почти заявки звучат привлекательно и важно – кто именно стоит за тем или другим предложением. То же – со списком: в предварительных условиях всех участников очень просили «сформулировать вектор развития театров, исходя из географического положения, традиций деятельности театра, репертуарной политики». Но нам-то, экспертам, опять ничего не сказали. Получается – если несколько обострить ситуацию: предлагается список, в котором, к примеру, Швыдкой, Лавров и Рошаль. Спрашивается: вы не против, чтобы эти люди были назначены министрами культуры, иностранных дел и здравоохранения. Я – не против, но при условии, что этот – этим, тот – другим, третий – третьим. Не безусловно.

Ведущим критикам Москвы предлагают поставить плюсы и минусы конкретным участникам конкурса, однако остается неизвестным, куда именно "рвётся" Леонид Роберман, или, к примеру, я ставлю плюсик Юхананову и Марине Андрейкиной, не зная, на что они претендуют - то ли их заявка касается ЦДР`а, то ли они хотят, например, Театр Станиславского превратить в инновационный центр театрального перформанса. Это - шутка, но - вдруг, а ведь я бы это не поддержал, при всей симпатии к нему и к ней. Или - Клим... И так далее. Ещё больше вопросов вызывает необходимость оценить концепции по резюме, составленным кем-то, вроде бы - чтобы сэкономить время ведущих теАТральных критиков Москвы. Но театральные критики готовы потратить времени побольше, но знать при этом детали. В одном случае я уверен, к примеру, что Клим справится, в другом - нет. Опять же: Фаинкин - одно, а Семеновский - другое, надо бы понять, кто в этой компании главный, если Семеновский - я против, как был против того, чтобы ему в свое время дали журнал "Театр". Он - человек талантливый, но - совсем не руководитель. И т.д. Третье, очень важное, по-моему, обстоятельство. В адресной строке - имен двадцать, в кино такие списки имен в титрах называют "братскими могилами", за коллективным решением здесь совершенно размывается ответственность. И ещё: многие ведущие критики сегодня кровными узами связаны с определенными театрами. Почему в одних случаях департамент, это очевидно, принял во внимание это обстоятельство и не стал обращаться за консультацией, а в других - закрыл глаза и ждет независимого экспертного мнения, которое - всем ясно - будет вполне зависимым, а следовательно - уже и никак не экспертным. В департаменте чуть ли не обижаются, говорят – ну, это же первый конкурс, что же, лучше – вообще ничего не делать? Почему же – делать, и конкурсы проводить, обязательно, но – раз уж первый, может, стоило его как-то поосновательнее, даже, я бы сказал, посерьезнее подготовить, чтобы не возникало неприятного ощущения, что конкурс проводится и одновременно – что его нет.

Короче говоря, в нынешней ситуации мне кажется правильнее отказаться от участия в этой экспертизе. Просто получается имитация какая-то, а в имитации участвовать не хочется, как бы не было велико моё желание войти в ареопаг ведущих театральных критиков Москвы. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
381
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
409
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
264
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
171

Другие новости