0
3724
Газета Культура Интернет-версия

27.08.2013 00:01:00

Соцреализму – другое видение, современному искусству – место в музее

Тэги: современное искусство, музей, выставка


современное искусство, музей, выставка Зельфира Трегулова – из тех, кто умеет донести даже самые сложные мысли художника до любого зрителя. Фото РИА Новости

Министр культуры Владимир Мединский рассчитывает на осуществление музейно-выставочным центром РОСИЗО «государственной выставочной политики», а в перспективе, вероятно, и роли музейного закупщика. Новый руководитель институции Зельфира Трегулова прежде была замдиректора по выставочной работе в Музеях Кремля, до того успела поработать в Пушкинском музее, а еще раньше – во Всесоюзном художественно-производственном объединении им. Е. Вучетича. Но, может, даже больше ее знают как организатора нескольких крупных международных проектов – на слуху, например, «Амазонки авангарда» или «Россия!», сокуратором которых она была. О том, что любую тему можно превратить в интересную выставку, о соцреализме, который мог быть провокативным, и о картинах Малевича, хранившихся в церкви Третьяковки, Зельфира ТРЕГУЛОВА рассказала корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ.

- Что представляют собой фонды РОСИЗО, там много не экспонировавшихся еще вещей?

- Там есть живопись 1930-50-х, скульптура 1950-70-х, довольно интересная коллекция ДПИ и неплохое собрание графики 1970-80-х, включая работы эмигрировавшего Бориса Заборова и раннего Игоря Макаревича. Кроме того, есть хорошие реставрационные мастерские. Одну из них возглавляет Наталья Синицына, реставратор по тканям, которая разработала уникальные технологии. Я знаю, что когда она стажировалась в Музее Метрополитен, нью-йоркским коллегам было чему у нее поучиться. По сути, есть депозитарно-реставрационный комплекс, разбросанный по зданиям на Профсоюзной и в Люблино, где скоро откроются новые помещения для хранения.Мы надеемся, что там можно будет устроить запасники и не самых оснащенных московских, и региональных музеев.

Неэкспонировавшихся вещей, думаю, много. Например, я с удивлением обнаружила гипсовые модели Сарры Лебедевой, одного из самых ярких скульпторов XX века, наряду с Верой Мухиной. Оказалось, все наследие Сарры Лебедевой после ее смерти поступило из мастерской туда. И я уверена, что нас ждут еще открытия. Что касается живописи, активно показывались около 100 работ - преимущественно на зарубежных выставках советского искусства тоталитарной эпохи, проходивших в нулевых годах. Например, на выставке «Коммунизм. Фабрика мечты» 2003 года во Франкфурте.

- Которую вы готовили с Борисом Гройсом.

- Да. Она показывала, как функционировала машина по обработке сознания. Причем там были лучшие - без кавычек - работы того времени, в простенках между которыми показывали советские фильмы. И плюс к тому был комментарий Комара и Меламида, Булатова, Кабакова, использовавших стилистику того времени, но вскрывавших совсем иную проблему, анализу которой был посвящен проект. Тогда мы с Борисом впервые раскатали некоторые работы, хранившиеся прежде свернутыми на валах в РОСИЗО. Причем иногда, например, рядом с картиной Герасимова «Сталин перед гробом Жданова», не оставляла мысль, что к концу 1940-х художник не мог это писать без иронии, пусть даже неосознанной. Порой это довольно близко смыкалось с тем, что позже было в соц-арте.

Потом живопись из РОСИЗО была задействована в выставке соцреализма в Риме. И на двух выставках Екатерины Деготь - в рамках Европалии в Льеже и на «Борьбе за знамя» в Новом Манеже. А четыре года назад я делала в ММОМА на Гоголевском выставку к 50-летию РОСИЗО. Это интересный фонд, особенно когда его объединяют с вещами из других музеев. Я пока провела в запасниках всего полдня, но хочу посмотреть внимательнее, там хороший материал для выставок и зарубежных, и региональных - а это одна из главных поставленных перед нами задач.

- Вы делали проекты о разных географиях и эпохах, а сами какой период предпочитаете?

- В МГУ я писала диплом по русскому искусству рубежа XIX-XX веков у моего любимого преподавателя Михаила Михайловича Алленова, который не просто рассказывал историю искусства, а учил думать, понимать и расшифровывать его. А сейчас мне импонирует русский авангард. Причем им я начала заниматься в ВПХО им. Вучетича - как раз на Профсоюзной, 76, куда теперь снова вернулась в новом качестве. Но тогда я фактически начала изучать этот период заново. Я закончила аспирантуру в 1981-м, и в университете на европейский XX век у нас уходило два академических часа, а «Черный квадрат» тот же Михаил Михайлович показывал буквально из-под полы на верхнем ярусе настилов церкви Третьяковской галереи, где тогда все это хранилось. И Костаки еще не передал коллекцию в ГТГ. Но реальное открытие произошло в конце 1980-х при подготовке выставки «Великая утопия. Русский авангард» в Нью-Йорке, где мне посчастливилось работать с лучшими мировыми кураторами и с великой Захой Хадид, которая была дизайнером.

- Владимир Мединский заявил, что «народ хочет интерактива». Привлечение публики в музеи, если отвлечься от выставок-хитов с громкими именами - проблема давняя. Может, что-то не то с принципами экспонирования?

- Этот вопрос меня очень волнует. На самом деле, желание сделать что-то в этом направлении было главным, когда я согласилась возглавить РОСИЗО. Но мне кажется, точка зрения, что народ ходит на определенные имена, не совсем верна. Все зависит от того, что и как показать. Если зритель почувствует message, послание, будет эмоциональный отклик. Казалось бы, выставки иконописи сегодня непопулярны. Но на показе иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря в Музеях Кремля, хотя он был сделан просто, побывало 92 тыс. человек. Выставка попала на второе место в мировом рейтинге экспозиций средневекового искусства The Art Newspaper.Есть другие ситуации, когда, например, в регионах нельзя показать хрупкие вещи. Тогда можно устраивать виртуальные экспозиции, используя цифровую съемку, позволяющую достигнуть невероятной степени разрешения. Мультимедиа - мощный ресурс, и мы будем с ним работать.

Еще бытует мнение, что современному зрителю не очень интересен авангард. Но вопрос опять-таки в том, как сделать и что показывать. Скоро в амстердамском Стеделийк-музее откроется выставка Малевича и художников его круга. Туда привезут вещи со всего мира, а РОСИЗО соберет и доставит российскую часть. Эта выставка, я уверена, будет пользоваться колоссальным успехом.

- У Стеделийка и в постоянной экспозиции замечательная коллекция Малевича.

- У них лучшая за пределами России коллекция его живописи - то, что он оставил в 1927 году в Европе архитектору Гуго Херингу после выставок в Берлине и в Варшаве и что в 1950-х оказалось в Стеделийке. Кроме того, покажут архив Харджиева, который не совсем законными путями, но попал в Амстердам. Думаю, выставка станет сенсационной, потом она поедет в Бонн и в Галерею Тейт.

- Как там гоголевские мужики смотрели на колесо? До России проект не доедет?

- Это было бы прекрасно, но выставка и так будет долго путешествовать.

- То есть просто ретроспективу делать не стали, потому что они сегодня уже скучны?

- Просто выбросить все на стены - да. Зацепки есть в любом материале. А для истории XX века можно задействовать еще и мультимедийные истории, примером чему была выставка, посвященная расстрелу императорской семьи, которую полтора года назад сделали в зале федеральных архивов. Ты мог надеть наушники и услышать рассказ двух людей, расстреливавших царскую семью, записанный следователями МВД в 1960-е годы. Невероятные детали и подробности…

- Тактично ли говорить об этом на выставке?

- Абсолютно, это ведь историко-документальный проект. А завершала всё просто съемка эпизодов жизни царской семьи. Никакого нагнетания, самое страшное задано в наушники, которые можно слушать, а можно не слушать. Я послушала дважды. Это заставляло задуматься, что же произошло с человеком за время революции, чтобы он превратился в то, во что превратился… Кстати, по выставке понятно, что Ленин приказа расстрелять не давал, скорее всего это было самовластие на местах и желание выслужиться. Это одна из лучших выставок последних лет, хотя на нее пришло не так уж много народу.

- Еще министр культуры говорил о РОСИЗО как музейной закупочной комиссии, и как я поняла, вы хотите поставить акцент на современном искусстве, что в сегодняшних реалиях звучит неожиданно…

- Такая функция планируется.Павел Третьяков, Щукин с Морозовым покупали ведь современное искусство. Нужно это возродить, чтобы новое российское искусство было представлено в музеях, особенно в региональных. И это дешевле, чем классическое русское искусство, рынок которого перегрет настолько, что, например, ваза Императорского фарфорового завода стоит 2 млн. евро.

- Основа собрания РОСИЗО - советские произведения, в том числе соцреализм. Возможно вообще показать это не как диковинку, отягощенную грузом идеологии?

- Вы уверены, что его именно так воспринимают? Я сталкивалась с противоположным. Если этот феномен глубоко и по-современному анализировать, показать многогранно, как сильное художественное явление, это не воспринимается как политический курьез. Кроме того, оно интересно еще и в русле мирового интереса к фигуративному искусству. Неслучайно огромный отклик вызвали лондонские выставки Люсьена Фрейда и Дэвида Хокни.

- Но это совсем другой фигуратив...

- Безусловно, но есть интерес к фигуративу вообще. Нужно попробовать разобраться с соцреализмом, который часто бывал и провокативным. Одна из лучших работ Гелия Коржева с одноглазым солдатом из серии «Опаленные огнем войны» сделана до Чака Клоуза, и это тоже реализм, но совершенно другая художественная история, в чем-то близкая мировым процессам. Пришло время посмотреть на то искусство отстраненно, как на важный феномен, в том числе и художественный. Готова поспорить, что это интересно современному глазу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
414
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1057
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1250
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1936

Другие новости