0
2814
Газета Культура Интернет-версия

28.10.2013 00:01:00

Долгая дорога к солнцу

Тэги: фестиваль, театр кукол


фестиваль, театр кукол Диалог двух актрис, длинноногой и прекраснорукой. Фото с сайта puppet.ru

В субботу закончился очередной, седьмой уже Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова, и вечером на Большой сцене театра сыграли спектакль «По дороге к солнцу», который – такое счастливое стечение обстоятельств – поставил в Каунасе только что назначенный главным режиссером Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова Борис Константинов.

В таких случаях говорят: ну вот, теперь все могут сделать выводы, куда Театр Образцова двинет в ближайшие годы. Но случай Константинова – особый. Выигравшая конкурс, который проводил Минкульт, и назначенная директором Образцовского театра  Ирина Корчевникова с самого начала не скрывала, как важно для нее наличие в театре главного режиссера, и называла его имя – Борис Константинов. К тому времени в афише было уже два его спектакля – получивший вскоре «Золотую маску» «Снеговик», спектакль по не самой широко у нас известной сказке Андерсена, который играют в Музее театра для 20–30 зрителей, больше просто не сумеют оценить всех очаровательных и трогательных мелочей. Второй – «Дюймовочка», тоже – по Андерсену, его Константинов поставил на Малой сцене театра. Спектакль Каунасского государственного театра кукол «По дороге к солнцу» ближе к «Снеговику» и по времени – это премьера прошлого года, – и по стилю. Ну, про сложные и много и им, и, главное, нам дающие русско-литовские театральные связи впору книгу писать, можно даже не одну, и спектакль Каунасского государственного театра кукол стал хорошей и красивой финальной точкой в трехнедельной истории нынешнего Образцовского фестиваля. Живой актер, который потом выйдет на сцену, пиликает на своей скрипочке в фойе, подготавливая публику ко всей последующей истории. Бродячий музыкант, точно списанный, вернее перешедший на сцену с картонов (холстов у этих художников сохранилось немного) начала прошлого века. Глядя на сцену – а там кусочек железнодорожной станции, скамейка для ожидающих и встречающих, колесо паровозное, которое крутится, выдавая порцию пара, и – еще одна сцена, сцена на сцене, и там – едет поезд, вагоны качаются, каждый – по своей прихоти. На платформе – большая афишная тумба, другой вагон – цирковая клетка, такой вот переезд бродячих, но не самых бедных цирковых актеров: хватило же денег на поезд! 

Глядя на эту железнодорожную кавалькаду, невольно вспоминаешь железнодорожные истории Резо Габриадзе – целый его спектакль про любовь паровозов, и железнодорожный сюжет – в «Песне о Волге», такой вот поклон в сторону великого мастера, который в кукольном театре (Габриадзе) отдает предпочтение марионеткам. Можно вспомнить и недавний фильм француза Сильвера Шомэ «Иллюзионист» – там ведь тоже про цирк, но про цирк, сошедший с манежного круга в жизнь, и все это – про цирк, уходящий и уводящий в историю, случайно вызволенный из прошлого – на миг, на час десять, что идет спектакль. Впрочем, герои спектаклей не все прячутся в совсем уж далеком прошлом, поскольку то и дело из мрака выходит на свет Кинг-Конг, пытается найти себе место в здешней цирковой программе. Кинг-Конг жив!

В спектакле Константинова не видно, как работают актеры, в этом – мастерство актеров. Это – кабинетные или планшетные куклы, при этом куклой в этом спектакле может быть и цельная фигура, и одна большая нога в танцевальном номере, где мы видим то вдалеке кружащуюся пару, то на первый план вдруг выходят две ноги, его и ее, это – когда танцующие расходятся в разные стороны (художник – Виктор Антонов). Антонов – знаменитый художник-кукольник, его спектакль «Цирк на нитях» объехал, наверное, полмира.

Как в цирковой программе, единого, все пронизывающего сюжета нет. Тут можно сослаться на авторитет Николая Васильевича Гоголя: когда его спросили про положительного героя в «Ревизоре», он, как известно, ответил, что единственный положительный герой его комедии – смех. В спектакле «По дороге к солнцу» единственный герой и сквозной сюжет – этакая цирковая печаль, цирковая мелодия, дорогая и для кино, и для живописи, и для театра ХХ века. Хотя можно сказать, что героем этого спектакля станет солнце, когда оно взойдет, поскольку весь спектакль проходит в утреннем или вечернем сумраке. Слов почти нет, кроме редких, не очень важных объявлений железнодорожных, звучащих из репродуктора. Да их и не нужно. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
711
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
834
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
418
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
287

Другие новости