0
2749
Газета Культура Интернет-версия

31.10.2013 00:01:00

Случай с мышью, или Ray света

Тэги: пушкинский музей, выставка, фотография, ман рэй


пушкинский музей, выставка, фотография, ман рэй У фотографии. На выставке. Фото автора

Художника-дадаиста, сюрреалиста, помимо того что писавшего картины и создававшего объекты, еще фильмы снимавшего и не чуждого поэзии в Отделе личных коллекций ГМИИ показывают в ипостаси фотографа. Больше сотни сделанных им портретов привезли из лондонской Национальной портретной галереи, которая весной показывала у себя несколько иной состав выставки, из Музея Виктории и Альберта, Центра Помпиду, иерусалимского Музея Израиля, нью-йоркского Фонда Ман Рэяи частных собраний. В 1999 году журнал ARTnews включил его в число 25 наиболее влиятельных художников XX века.

Вряд ли возможно сделать неудачную выставку Ман Рэя. Он, как сильный актер, всё берет на себя. И если нынешний показ заявлен первой в России его ретроспективой, может, и ничего, что выстроили его без особых задумок в соответствии с хронологией и географией перемещений художника: Нью-Йорк (куда родители тогда еще Эммануэля Радницкого, иммигрировавшие из Российской империи, переехали из Филадельфии в конце XIX века), Париж (1921-37), Голливуд (1940-50) и снова Париж, куда он вернулся в 1951.

Сергей Эйзенштейн, на соседнем снимке - Пикассо. И понеслась: Стравинский, Кокто, Эрик Сати, Жюльетт Греко, Ив Монтан, Катрин Денев, Ава Гарднер, Эльза Скиапарелли, Ли Миллер, Джульет Браунер, и, разумеется, сюрреалисты. Артистический круг, караван муз и по совместительству любовниц (иногда добивавшихся статуса жен), красавицы-актрисы и строгие интеллектуалки вроде Гертруды Стайн - все это помножено и на классическую съемку, но главное, на соляризацию и рэйограмму. Да-да, как дадаист и сюрреалист Ман Рэй (семья поменяла фамилию еще в 1912-м, опасаясь антисемитизма) был большой затейник, хотя техника сама по себе не стала для него самоцелью. Просто он - и как fashion-фотограф, и как экспериментатор - создавал не изображения, а образы. Все - в образе. Перевоплотившийся в Розу Селяви Марсель Дюшан в шляпке. Кики (модель и возлюбленная Ман Рэя Алиса Прен) и ее прелестная голова, повернутая так, будто сдернута с плеч: вздумалось фотографу сопоставить ее с африканской маской («Белое и черное»)? Он заставит подругу положить голову на стол так, будто она готова к казни… или уже миновала ее. И из этой портретной галереи складывается не только, простите за трюизм, портрет эпохи, - хотя тут дивишься, сколько у них вкуса к жизни было на фоне исторических пертурбаций - но и его, Ман Рэя. Автопортретов здесь, кстати, тоже много. С одного - между прочим, идет 1943-й год - глядит эксцентрик, носящий бороду только на одной половине лица. Другой и вовсе - объекты дадаизма с отпечатком руки поверх всего. Если французская «рука», main, омофон имени Ман, то английский «луч», ray, точное написание фамилии Рэй. Очень удобно для фотографии, искусства светописи.

Ну, ню и его подруги - особый поворот, особая оптика, вроде бы намеренно сглаживающая ощущение телесности, но притом обостряющая чувственность моделей. Хрестоматийная «Скрипка Энгра», где Кики в тюрбане и с эфами на обнаженной спине напоминает не только о страсти к ней Ман Рэя, но и о двух страстях Энгра - к писанию одалисок и к музицированию. Или портреты другой его подруги, ученицы и модели Ли Миллер (которая и сама станет известным фотографом). Никакой наготы, но соляризация создает почти парадоксальный эффект: местами пересвеченный, местами с акцентированным абрисом профиль делается похожим на рельеф, образ трепещет между материальностью и бесплотностью, вроде бы становится отстраненным - и все-таки дышит именно человеческим теплом. К слову, к соляризации Ман Рэй пришел благодаря Ли Миллер. Есть популярная история об этом - детали ее несколько отличаются в разных источниках, но «НГ» ее воспроизвели директор Национальной портретной галереи Сэнди Нэирн и сокуратор выставки Теренс Пеппер (куратор от ГМИИ - Ольга Аверьянова). Дело в мыши. Мышь пробралась в темную лабораторию, где работали Рэй с Миллер - они стали искать нарушителя порядка, и дверь открылась, так что на лежавший в проявке снимок попал свет.

Выставку можно назвать событием, но можно было сделать из нее «хит». Единственное «но» - архитектура пространства, дизайн. Фотографии висятплотно, образуя строй, упорядоченность которого едва ли нарушается витринами, например, с обложками журналов. Нынешние серые стеночки - потемнее, посветлее - везде «звучат» ровно и одинаково, в то время как на отпечатках столько историй, задиристых индивидуальностей. Динамичные пространственные выгородки, смена ракурсов, контрастное освещение, разница фактур (которой так скрупулезно добивался в своих снимках Ман Рэй) сделали бы выставочный маршрут приключением, каким, похоже, для художника было создание портретов - правда, для этого нужно и большее пространство. Впрочем, музей нельзя винить: у госинституций элементарно нет средств на то, чтобы всегда еще и дизайнерски поддерживать то, что показывают в залах. Это - вопрос господдержки и спонсоров. Потому что… не хватает игры. А он делал играючи. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
387
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
399
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
341
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
422

Другие новости