0
8166
Газета Культура Интернет-версия

31.10.2013 00:01:00

Поболел, и все прошло

Тэги: театр, фестиваль, сезон станиславского


театр, фестиваль, сезон станиславского Мартин Вуттке на сцене блистательно затейлив и груб. Фото с официального сайта фестиваля

Мартин Вуттке, Клаус Мария Брандауэр – главные звезды нынешнего фестиваля «Сезон Станиславского». Брандауэр еще сыграет в первых числах ноября в спектакле Петра Штайна «Последняя лента Крэппа», а Вуттке открыл фестивальную афишу, сыграв заглавную роль в мольеровской комедии «Мнимый больной», которую сам и поставил в берлинском театре Фольксбюне. Играли на сцене Гоголь-центра.

Мартин Вуттке приехал в Москву, уже отягощенный полученной им прежде премией Станиславского как гэст стар. «Мнимого больного» он сам и поставил, и играет в спектакле Аргана, заглавную роль. Час сорок пять без антракта, публика предупреждена, что спектакль играют на немецком с русскими субтитрами, но когда подымается занавес (а занавес в этом спектакле вправду поднимается, как это случалось в старинном театре), мы видим больного, Вуттке, в белой с рюшечками ночной рубашке и черной «брейгелевской» шапочке. Палкой он бьет по столу, раздвигая и взметая какие-то крышечки, бумажки, вероятно, бесконечные рецепты. И говорит, говорит… Но никаких субтитров нет, все нет и нет – не сразу догадываешься вслушаться в текст, автоматически бегая взглядом с лица актера на черную панель для субтитров. Вуттке, а вернее Арган, начинает с родного для Мольера французского, и только когда окончательно выходит из себя, вскрикивает, вызывая в зале взрыв хохота: «Так ведь и сдохнешь, никого не дозвавшись!».

Художник Берт Нойман выстраивает на сцене некое подобие старинного театрика, этакую шкатулку, в которой небольшой павильон кажется игрушечным на, в общем, не такой уж огромной сцене Театра имени Гоголя, ныне Гоголь-центра. Едва открывается «окно», там видны переплеты изнанки, но актерам в их условной манере эти театральные условности не мешают, скорее наоборот – вся эта нарочитая театральность лишь подзадоривает их. 

Вуттке, конечно, публика театральная помнит и любит по гастролям легендарного спектакля «Карьера Артуро Уи», где актер, не стараясь угодить, играет Гитлера, которого потом сыграл и в кино в «Бесславных ублюдках» Тарантино, он знаменитость в Германии, в Австрии, то есть премия Станиславского – дорогая, но не единственная его награда за театральные работы. К 50 он успел многое: в спектакле Касторфа «Мастер и Маргарита» играл Пилата и Мастера, играл и у Уилсона, и у Хайнера Мюллера, у Марталера, а в кино из знаменитых режиссеров у Шлёндорфа и Маргарет фон Трота, за без малого 15 лет в берлинском Фольксбюне Мышкин в «Идиоте», Ставрогин в «Бесах» и Иван Петрович в «Униженных и оскорбленных». И, как многие, решил попробовать режиссерский хлеб. 

Так бывает: актеру кажется, что режиссерское дело серьезное, трудное, но также и простое. Как играет Вуттке Аргана? Затейливо. Но не случайно и немецкие критики, восхищаясь разнообразием его игры, вспоминали Артуро Уи: здесь почти весь набор тех самых приспособлений, штучек-дрючек, в том числе и затейливая акробатическая работа языком, гуттаперчивым, как молодые гимнастки. Он многогранен, как много раз до того. В какой-то момент физиологические подробности игры, которые он может выдавать десятками, как в сказке «Серебряное копытце» та самая лань: цокнула копытом – и посыпались золотые монеты, так вот это обилие напоминает игру Константина Райкина в «Сеньоре Тодеро». Там был Гольдони, тут – Мольер. Райкин был только разнообразнее, интереснее, а его игра – богаче, за что отдельное спасибо режиссеру спектакля Роберту Стуруа. На Вуттке вот Стуруа не нашлось. Занят работой в театре Et Cetera.

Вуттке играет блестяще, грубо, впрочем, истоки для такой грубой игры справедливо найти в тех самых средневековых французских фарсах, из которых черпал вдохновение Мольер. Все так. Не хватает чего-то еще, чего-то нового и неповторимого, от великого актера ждешь, конечно, смешного, но и какого-то помимо мастерства, черт возьми, ждешь открытия. Его-то, открытия, не получаешь. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
693
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
813
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
411
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
284

Другие новости