0
4515
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2013 00:01:00

Марк Розовский долго держался, терпел, но поставил "Гамлета"

Тэги: театр, марк розовский, премьера, гамлет


театр, марк розовский, премьера, гамлет Сцена из спектакля «Гамлет» в постановке Марка Розовского. Фото с официального сайта театра

Марк Розовский долго держался, терпел, но, как говорилось в одном старом анекдоте, мысли никуда не денешь, и вот, как написано в пресс-релизе, подготовленном к премьере, «с риском для жизни, но и с огромным чувством ответственности театр «У Никитских ворот» предлагает зрителю НОВОЕ, свое, ни на что не похожее прочтение великой пьесы». Пьесу подвергли некоторым сокращениям, но спектакль все равно вышел полновесным, с антрактом, на три часа с лишним.
Розовский – из тех, кого принято относить к шестидесятникам, из старшего поколения шестидесятников, увы, остались последние могикане. Розовский – из тех, кого называли младошестидесятниками. В одной из сцен «Гамлета» режиссер шлет привет своему старшему и, увы, покойному товарищу, Вознесенскому: повторяя «матьматьмать-мать», Розовский напоминает известную видеому, где мать «уходила» во тьму и снова «превращалась» в мать.
Среди прочего, они всегда были неравнодушны ко всему, что в стране происходит, поэтому, когда затевается какой разговор на тему «театр и общество», всегда обращаются и к нему. За спиной – опыт ставшего легендарным студенческого театра «Наш дом» и опыт закрытия этого театра, полуофициальное существование и известные всей стране спектакли, и студия, собранная и открытая еще до перестройки, на излете застоя. Розовский сам – давно уже легенда. Но если не возводить до небес четвертую стену между сценой и залом, как не воспользоваться подброшенным самой жизнью сюжетом: премьера «Гамлета», истории о принце Датском в театре «У Никитских ворот» выходит в то самое время, когда бывший завлит Розовского Дженни Курпен ищет политического убежища примерно в тех самых краях. На этой неделе стало известно – она, участница «болотных боев», получила защиту в Финляндии. А Гамлет все повторяет и повторяет, у Розовского – тоже, что, мол, Дания – тюрьма… Бывает и потюремней.
Вот еще сюжет, достойный упоминания. «Гамлет» Розовского, при всей избитости пьесы, о чем помнят и в театре «У Никитских ворот» («…после Высоцкого? После Смоктуновского и Пола Скофилда? После Крэга, Козинцева, Любимова, Питера Брука? После тысячи тысяч постановок во всем мире? Да, именно так»), сегодня – единственный московский «Гамлет». Почти. Еще один идет уже без малого 10 лет в Театре Армии, после гибели Марины Голуб сняли спектакль Бутусова в МХТ, опера-комедия, на либретто, написанное нашим современником Застырцом, по-прежнему значится в репертуаре Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, но – не идет.
Режиссер почти сразу раскрывает свой «замысел упрямый»: на сцену со всех сторон выскакивает труппа бродячих комедиантов («Лучшие актеры!»), требует аплодисментов, получает. Полоний (совсем скоро – Полоний, Владимир Юматов), сам в молодости актер, кажется, и есть предводитель этой шальной компании. Ну, да, весь мир – театр… Текст звучит в трех переводах – Михаила Лозинского, Бориса Пастернака и Анны Радловой. Из группы актеров сразу выделяется Гамлет (Максим Заусалин) – ученик Розовского, много уже поигравший в разнообразных мюзиклах, теперь вот Розовский именно его выбрал в принцы. Интересное лицо, внешне он – особенно когда поворачивается в профиль – напоминает Гамлета Петера Стормаре, игравшего когда-то в спектакле Бергмана. Но это все еще не сказка – присказка, шут наконец просит публику выключить телефоны, актеры расходятся, оставляя сцену пустой. Начинается «новая» история.
Ловишь намеки, понимая, что Розовский, конечно, ставил своего «Гамлета» не просто так. И не просто так – терпел-терпел и все-таки решился встать… под удар судьбы.
Да, весь мир – театр, люди в нем – актеры. Может, поэтому в каких-то случаях не боятся сходства, в других – его же подчеркивают, скажем, Полоний в некоторые минуты кажется пародией, то есть в данном случае автошаржем Розовского – очки, листок с текстом в руках. Так Розовский обычно выходит к микрофону на разных юбилейных вечерах. А Клавдий (Александр Масалов) интонациями и даже внешне очень часто похож на Смоктуновского, который, все помнят, играл Гамлета у Козинцева. Да, такой вот понятный круговорот мыслей и дел в природе. Был Гамлетом – теперь он Клавдий. Понятна в этой истории и роль Горацио (Александр Чернявский), в котором – есть такая концепция – обнаруживается главный режиссер всей истории с призраком: он придумал, он подготовил, подыграл. Мир, в котором верить нельзя никому. Помните, в «Семнадцати мгновениях весны» Мюллер говорит Штирлицу: «Верить нельзя никому, даже себе… Мне – можно» и – хихикает, как умеет хихикать один Броневой. Вот об этом, в частности, складывается история «Гамлета» у Никитских ворот.
Пожалуй, главное открытие Розовского, известного максималиста, с годами, казалось, не ставшего спокойнее, бесстрастнее, – это все-таки мысль очевидно релятивистская, о чем говорит Гамлет: «Нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым». Для Гамлета Дания – тюрьма, а кому-то и нет...
На относительность, непрочность всего, даже самой земной тверди указывает и конструкция, возведенная на сцене (сценография Александра Лисянского): решетчатый круглый помост, который то закрепляется, то превращается в наклонный, а когда нужно – остается с одной-единственной центральной точкой опоры, и тогда устоять очень трудно, он качается туда-сюда, и сохраняй равновесие – как хочешь. «Театральную линию» поддерживают и два могильщика (Первый могильщик – Юрий Голубцов), когда из могилы достают не черепа и кости, а театральные маски, да и флейту, о которой говорит Гамлет, быстро скручивают из бархатного занавеса – конечно, на такой не сыграешь! Порой реквизита и бутафории становится даже больше, чем нужно – фантазия режиссера, как часто случалось, неукротима, и вот Офелию несут на кладбище на какой-то несусветных размеров розе. Ну что же, каждый, кто читал Шекспира, помнит, что это роза только роза, а все остальное – относительно.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
697
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
821
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
414
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
286

Другие новости