0
2488
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2013 00:01:00

Аттракцион со смертельным номером

Тэги: мультимедиа арт музей, выставка, дэмиан херст


мультимедиа арт музей, выставка, дэмиан херст «Раздетая (Инстинкт)». Фото автора

«Свобода не гениальность» – так озаглавлена выставка произведений искусства из собрания одного из самых скандальных и успешных художников современности. «Не» – тут частица провокативная, поставленная взамен привычного в таких случаях объединяющего &. Просто Херст, к которому в арт-мире относятся неоднозначно, верит не в гениальность, а в свободу – она каждому дает право быть художником. В Москву привезли небольшую часть коллекции – зато, пишет куратор Елена Джеуна, прежде эти произведения выставляли лишь два раза. Сам Херст вопреки ожиданиям так и не прибыл. 

«Покажи, что у тебя в карманах, и я скажу тебе, кто ты», – примерно так говорил на прошлой неделе про художников на презентации каталога своей выставки Андрей Ройтер. К Херсту он не имеет никакого отношения, но вспомнилось это в связи с херстовской коллекцией. Гениальность и успех всегда вызывают настороженность публики – будто оправдывалась на открытии выставки директор МАММ Ольга Свиблова. Что касается Херста, монетизировавшего знаменитый в классическом искусстве символ бренности, человеческий череп, в виде опуса «Во имя любви к богу», где череп стал платиновым и, пуще того, был «снабжен» 8601 бриллиантом, – сам художник говорит, что для него свобода в искусстве важнее гениальности. Ну а тот череп стал ехидным ответом капиталистической, постмодернистской эпохи прошлому: преходящесть преходящестью, но жить лучше красиво. И стоил он рекордные 50 млн фунтов стерлингов. Херст – художник-бизнесмен. Впрочем, в МАММ нет ни черепа, ни животных в формальдегиде. Здесь выворачивают, с позволения англичанина, его карманы. Чтобы составить его портрет.

С херстовского «я» – нескольких его работ, например, с его любимыми бабочками («Клубника и сливки») – все и начинается. За самим Херстом будет зал с друзьями по Young British Artists – фото перевоплощающейся в чужую одежду, как в чужую оболочку, Трейси Эмин, прихотливые абстрактные работы Энгуса Фэйрхерста и Кита Тайсона и т.д. Кроме YBA тут есть «уснувший» на стене голубой матрас – Rock Me, Move Me Джима Лэмби, картинка Уорхола из серии про смерть, а еще живописный портрет представителя Королевской конной гвардии, которого Бэнкси, не нарушая парадной иконографии, усадил на переодетых лошадью людей… И в центре этого мироздания – зебра-экорше с содранными черными полосками, но оставшаяся при белых, как корсетом держащих ее форму. Эта «Раздетая (Инстинкт)» Майкла Джу, несмотря на незавидное состояние, глядит лихо и придурковато и утешает, что тут не настоящее чучело. Тут – картина мира, хаотичного, бессмысленного, обыденного и пародийного. И часто – с сигнальными звоночками, мотивами смерти.

А дальше – зал за шторкой. Кульминация выставки – два раздела позади и два после. В полутемной комнате кружится парафраз средневековой Пляски смерти. От прыгающих прямо у порога скелетов – кажется, диснеевского Гуфи и цыпленка, сделанных Ли Хен Гу, – до рентгеновского снимка. От пронесенной через картины XVII–XVIII веков, через Пикассо и Уорхола темы vanitas – к Такаси Мураками и человеческим черепам, обработанным камнями и резисторами, получившим вновь выражение утраченного лица стараниями Стивена Грегори. Апогей цинизма и беззащитности, черная комедия, гомерический хохот. Приручение смерти при понимании, что она сильнее.

В идущем следом «Царстве животных», как в кунсткамере, вперемешку сгрудились и «Счастливая семья» таксидермиста Уолтера Поттера, который в 1870 году «поселил» в дом-витрину чучела птичек да зверушек, и маскирующиеся под надувных стальные слон и пташка Джеффа Кунса. Херст формирует коллекцию как коллаж, динамично перемешивая эпохи, смыслы, серьезное с китчевым.

А Елена Джеуна срежиссировала выставку, придумав сюжет и сыграв на контрастах. От работ Херста проложила маршрут к другим персонажам, к панораме мира в форме аттракциона, где жизнь бежит бок о бок со смертью, где умирание сменяется мнимым возрождением «Царства животных». Почти в самом финале вдруг все это берет новую высоту в мрачных, пронзительных работах экзистенциалистов Джакометти и Фрэнсиса Бэкона (его «Мужчина в синем II», оказывается, висит над кроватью Херста). Это напряжение куратор снимает, завершая показ поп-артом Ричарда Гамильтона, в частности его коллажем с выпятившей губы красоткой в образе. Игра победила, потому что в ней – свобода. И только уходя, вспомнишь, что коллекция Херста зовется Murderme – «Убейменя». Именно так, слитно. Не призывающим действовать глаголом, а эдаким новым существительным – состоянием то ли шутки, то ли сказанной с прищуром полуправды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
422
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
444
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
380
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
466

Другие новости