0
3459
Газета Культура Интернет-версия

17.02.2014 00:01:00

Набор поэтичности

Тэги: выставка, зинаида серебрякова


выставка, зинаида серебрякова «Спящая обнаженная». Фото предоставлено организатором выставки

Мирискусница Серебрякова уехала во Францию в 1924 году, и там прошла большая часть ее жизни. Парижский Fondation Sеrеbriakoff привез в Москву около 70 рисунков и картин художницы, что хранились в ее мастерской, а еще графику ее детей Александра и Екатерины, по инициативе которой в 2007-м во Франции был создан государственный Фонд Серебряковой. Показ и зовется «Парижским периодом», открывая типичное женское, с желанием нравиться, искусство представительницы знаменитого рода Бенуа-Лансере.

Прошлый век оставил много эмигрантов, но, уезжая во Францию, Зинаида Серебрякова не думала, что это насовсем. Она отправлялась заработать – на заказ декоративного панно, – потому что так распорядилась эпоха. В 1919-м умер от тифа ее муж, остались мать и четверо детей. Двое из них, Александр и Екатерина, вскоре перебрались к Серебряковой. Время, разлучившее на части семью, и вне России оказалось для художницы непростым. Она делала заказные портреты и, в частности, много занималась графикой как работой более дешевой и быстрой. Однако же в 1947-м Серебрякова стала членом Профессиональной ассоциации французских (!) живописцев и скульпторов.

Нечасто женщины-художницы так привязаны к ню. Стиль Серебряковой, легко узнаваемый, во многом обязан этой самой узнаваемостью ее спящим, оставившим напоказ все прелести и изгибы обнаженным моделям, в которых нередко узнается дочь Екатерина. Искусство Серебряковой кто-то любит за культ семьи и детские портреты, за тех самых многочисленных обнаженных в прихотливых позах (их квинтэссенция – здоровенный триптих «Баня»), за бытовые сценки и городские зарисовки. Ее портреты – как шутка с женской шляпкой – подчеркивают не столько характерное, сколько манкое. Можно относиться ко всему этому прохладно из-за стремления к красивости и поэтичности. Оно оборачивается другой стороной, становясь самоцелью и приемом. Если перефразировать и утрировать слова Бродского про «что нужно для чуда…», тут готов к применению набор поэтичных средств, и он делает монотонным напор той самой поэтичности.

Ее неоклассицистический стиль, по крайней мере в портретах, замешан на увлечении старыми мастерами, с одной стороны, и, например, Алексеем Венециановым – с другой. Но в ню еще – не по телосложению, но по тому смаку, с каким она пишет полнокровность женских тел, – подумаешь про Кустодиева, который тоже, кстати, входил в «Мир искусства».

Глядя на разных изображенных, порой думаешь: уж не родственники ли они? Пастельные тона, широко раскрытые глаза с поволокой легкой грусти и, в общем, всегда довольно обобщенные силуэты (руки обычно приписаны даже анатомически довольно небрежно – хотя можно, конечно, и возразить, что для поэтичности это дело десятое) – сходство приемов делает их похожими. Впрочем, могло быть и совсем иначе – взять хотя бы пусть и растиражированную донельзя, но одну из лучших серебряковских вещей – автопортрет за туалетным столиком. Сейчас его не показывают, он был создан еще в России, – но далеко ходить не надо, картина в экспозиции Третьяковки. Там звучал другой обертон, и во взгляде не меланхоличная томность, а лукавство, там видна игривость Серебряковой-модели и игра Серебряковой-художницы, и, если бы такой задор чаще оттенял сентиментальную миловидность ее работ, они были бы более многогранными.

Марокканские, итальянские или, скажем, французские пейзажи она наполняет светом и цветом, снова начиная играть, распределяет, как на шахматной доске, только без правил, яркие пятна улочек с низкими домами и небольшими оконцами, зеленых кущ и крохотных фигурок. Правда, например, Коллиур, заминировавший в свое время «диким» цветом картины будущих фовистов Матисса и Дерена, темпераменту Серебряковой не дал такой вспышки. И даже в самой яркой своей марокканской серии она пишет радужные одежды женщин с детьми, но пишет их, как Мадонн. Повседневность, как в макросъемке, фокусировалась и на натюрмортах, но это не самые удачные вещи – в них открыточность Серебряковой достигла апогея. Все ухнулось в снедь ради снеди, в цветы ради цветов.

У Александра и Екатерины тоже есть декоративная открыточность, но иначе акцентированная. Преимущественно это видовые открытки с пейзажами, с интерьерами замков и особняков, прописанные «бисерным» почерком графические «портреты» архитектуры.

Даже если считать, что показанные сейчас французские вещи не самые удачные у Серебряковой, но важно – и это будет честно – сказать, что было и такое. И в России этого еще не видели. Кроме того, нынешняя «выставка – первый шаг к тому, чтобы эта коллекция стала известна», говорит правнучка Серебряковой, член-основатель Fondation Serebriakoff в Париже и вице-президент московского Фонда Зинаиды Серебряковой Анастасия Николаева. Организаторы фонда, в чьем распоряжении находится около 500 работ (включая и живопись, и наброски), собирается издавать каталог-резоне художницы (возможно, частями – из отдельных книг, куда, конечно, войдут и парижский период, и отдельно марокканская серия), занимается экспертизой и защитой наследия мирискусницы – так вот они надеются, что следующим этапом станет выставка в Париже. Поскольку больших выставочных проектов у институции еще не было. «Ну, а задача-максимум – создание музея Серебряковой или русского искусства во Франции, чтобы вещи были в постоянной экспозиции», – сказала Николаева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
408
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
428
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
367
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
452

Другие новости