0
2452
Газета Культура Интернет-версия

03.03.2014 00:01:00

Между гримеркой, клеткой и мечтой

Тэги: музей, современное искусство


музей, современное искусство Цирк – емкая метафора и в искусстве, и в жизни. Фото автора

Наконец-то выставка напоминает лицедейство. Кураторы Дарья Воробьева и Нина Дьячкова аранжировали российское искусство XX–XXI веков через цирк и придумали историю про то, как он из вида искусства – здесь есть и фотографии артистов, и настоящий реквизит – и из манкого для художников мотива стал метафорой взгляда на мир. То, как выглядит музейное пространство, вызывает оторопь – в хорошем смысле слова. Архитекторы экспозиции – Алексей Трегубов и Анна Румянцева – театральные художники и создали настоящую сценографию. В которой жанр музейного показа получил непривычную (увы) для наших музейных смотров динамику. 

Заголовок «Игра в цирк» усиливает смысл происходящего – цирк ведь и есть игра – и одновременно меняет на противоположный. Смысловой перевертыш, трюк. Двойное усиление отрицает клише о скучной неподвижности выставок как жанра музейной работы – динамике пространства можно подивиться. Но это усиление отринуло и возможные упреки в легковесности, в бездумной беззаботности. Цирк олицетворяет необычные возможности, его манеж становится ярким пятном в жизни, сгустком энергии, разрядкой смехом – и вместе с тем в бытовой жизни это абсурд происходящего, балаган, бег по кругу, поставленное на карту… очень многое. Играючи здешний цирк построили на смехе, соседствующем с грустью, на жизни на арене, «под прицелом» людской толпы и под маской грима – и на одиночестве человека под гримом, будь то Леонид Енгибаров или герой картинок Константина Батынкова.

«Лица» цирка – клоуны и звери, но раз архитектура экспозиции стала сценографией, четвертая стена снята, и больше того, зрителя пускают внутрь, на сцену разыгранного устроителями, так и что  пришедший становится частью игры, пускаясь в одиссею клоуна. Здесь придется спускаться и подниматься, заглядывать за шторки, искать выходы… В построенном в конце XVIII века по проекту Казакова особняке Губина парадную лестницу венчает синий купол цирка, под которым парит Любовь Орлова, как в александровском «Цирке», потом вы будете задирать голову на висящий на стене стул и не скатывающийся с нее мяч в зале-«Балаганчике», где соседствуют, например, волшебные циркачи Тышлера и лубки. Вам нужно взойти на деревянный помост центрального зала выставки «Метафора», куда сходится много дверей и много сюжетов. В центре него, конечно, манеж: в инсталляции Game over – show must go on Леонид Тишков усадил на бортик клоуна в человеческий рост, и мы вслед за ним смотрим на дно, куда проецируется фильм Годфри Реджио «Жизнь, выведенная из равновесия», где под ногами проплывают городские пейзажи. Вокруг этой маленькой вселенной – и политическая карикатура Бориса Ефимова, и своя модель мира у примитивиста Павла Леонова, и сюрреалистичные будни концептуалиста Виктора Пивоварова. Позади тишковского клоуна – жесткая фотосерия Сергея Браткова «Шапито Moscow» с балаганными уже в другом смысле буднями столицы и гордым стражем порядка. А с другой стороны – страшный фотоцикл «Песочница» Аллы Есипович, где пожилые люди превратились в детей на детской площадке. Почему-то в этой же комнате-«Метафоре» оказался странный диптих «Сон Евы» Александра Тихомирова… Как эту метафору можно поставить на службу цирку, догадаться не удалось. 

Впрочем, работ умершего в 1995-м художника здесь вообще по сравнению с другими авторами довольно много (в целом здесь собраны вещи из 30 музейных, включая Третьяковку, и частных собраний). Объясняется все просто: при поддержке Фонда наследия Тихомирова выставка сделана. Хотя художник этот не то чтобы очень известный, в последние годы фонд активно продвигает его творчество, добившись выставок в Музее современной истории России, в Русском музее, в Музее Востока и в Еврейском музее и центре толерантности. Ну что же можно сказать – в цирке все равны. Тут и акварельные наездницы-грезы Артура Фонвизина, и фантасмагория Шагала, и кубофутуристический коллаж Владимира Издебского, и характерные персонажи Олега Целкова, и заразительное балагурство Германа Виноградова на видео Александра Долгина и Ираиды Юсуповой (в маленьком балаганчике за занавеской), и акционист Олег Кулик со снимками чучел обезьян, и Марсель Марсо в монументальном исполнении Зураба Церетели… Ушедшие и современные – актуальные, просто известные и даже не очень известные – всех, кого история искусства разводит по разным сторонам, уравняла арена. На вернисаже вызвало недоумение, почему тут не оказалось с детства любимого цирка Маршака в иллюстрациях Владимира Лебедева, – но обещают, что со вторника они займут свое место в залах. Хотя и в электронном виде.

Одиннадцать залов и коридор – «Аллею славы» с фотографиями знаменитых циркачей – преобразили не в полтона, а смело расплескивая краску. Несмотря на то что выставка длинная, она без длиннот – меняется фактура (и абрис манежа может перекидываться как связующий мостик, из одного зала в другой), настроение, звуковое сопровождение, но под сурдинку звучит другое: цирк – жизнь. Не только в упомянутых социально-политических работах Браткова и Есипович, но и когда после «Гримерки» с настоящим реквизитом, с лежащими в столиках-витринах эскизами костюмов, с звучащим голосом закулисья, то зовущим артистов на сцену, то спрашивающим «Филю мыли?», попадаешь в маленькую комнату «Лицо клоуна», которая приоткрывает изнанку праздничной клоунады. В полумраке там тоскуют большие портреты мрачных клоунов Константина Батынкова, и ощущение подавленности поддерживается пространственно – зеркало множит отсеки, и ты уже не уверен, можно ли переступить следующий порог или за ним ничего нет, иллюзия… 

Не зря настроение двойственности часто появляется в связи с работами актуальных художников. Трюкачество, переходящее в эпатаж, нередко по привычке считают их стратегией. Здесь, как и в ежегодно проходящих в этих же залах выставках-аранжировках собрания ММОМА, contemporary art преподносят не обособленно, а частью культуры, частью, которая из-под маски эпатажа говорит часто о вещах более глубоких, чем эпатаж. И о двойственности, и о неуверенности, и о том, что поставлено на карту, когда как по манежу бегаешь по кругу или когда круг игрального стола «зацикливается», потому что у висящей над ним карты – с обеих сторон рубашка (в инсталляции «Угадай!» Алексея Трегубова, который здесь не только архитектор выставки).

А в конце концов оказываешься в «Клетке», смыкающейся над головой, и уже непонятно, львы ли (на фотографиях Кати Школьник) в нее заточены или мы. Из клетки путь – в «Мечту», крохотную белую комнату со множеством закрытых дверей. Тоже как карта на выбор. Впрочем, если пойти с другой стороны, так из «Мечты» попадете в «Клетку»… Это игра, фокус, и все мы порой защищаемся шуткой, важное говоря между строк.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
284
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
924
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1081
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1675

Другие новости