0
3138
Газета Культура Интернет-версия

17.03.2014 00:01:00

Незримое нестрашно показать

Тэги: фотобиеннале, выставка


фотобиеннале, выставка Джессика Лэнг на выставке в Мультимедиа Арт Музее. Фото ИТАР-ТАСС

Хотя некоторые выставки юбилейной X фотобиеннале открылись еще в феврале, официально она стартовала только на прошлой неделе, и среди самых ожидаемых гостей была Джессика Лэнг с проектом «Незримое». Рассказывают, что жаждавшие живьем поглядеть на двукратную обладательницу «Оскара» – впрочем, в ее послужном много разных премий – завалили музей просьбами пустить на вернисаж. Сама актриса в России второй раз, впервые она приезжала сюда послом доброй воли Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Неся искусство фотографии в массы, Мультимедиа Арт Музей придумывает порой нетривиальные ходы – на прошлой фотобиеннале на Остоженке показывали снимки Вима Вендерса. Не со съемок, просто «Картины с поверхности земли». Ретроспективно можно найти символическую зацепку с нынешней выставкой Джессики Лэнг – она и ее нынешний спутник Сэм Шепард снялись в вендерсовском «Входите без стука». Впрочем, сюжет этот придется оставить в скобках, поскольку «Незримое» совсем о другом. То есть в снимках есть кинематографичность, эмоция, проживаемая во времени и пространстве и часто будто ненароком захваченная камерой, порой с эстетикой случайного выбора – но нет про кино. Но придется сделать и еще одно уточнение – что Лэнг вообще-то занялась фотографией до всякого кино, и увлечение это претендовало на то, чтобы перерасти в серьезные – профессиональные – чувства: еще в 1967-м университет Миннесоты снабдил ее стипендией. Потом, правда, искусство Motion Pictures сманило ее на свою сторону, но фотография отыгралась, когда в начале 1990-х Шепард вручил Лэнг «лейку». С той поры начинается отсчет показанных сейчас на Остоженке работ (привезли их около 140). Кино – путешествие в чужую жизнь (а до путешествия в кино, до ролей в «Почтальон всегда звонит дважды», в «Тутси», во «Фрэнсис», в «Голубом небе», даже до дебютной роли в «Кинг-Конге» она успела и в школе мимов поучиться, и в Opera Comique потанцевать), фотография – режиссура своей жизни, особенно когда связана как раз с путешествиями. По Штатам, Мексике, России… Лэнг снимает карнавал в штате Чьяпас с уличными шествиями в безумных, чудных масках, с трансвеститом, а может задумчиво зафиксироваться на самом типичном, даже неказистом – и рельсы упираются в горизонт заснеженного пейзажа.

Когда спрашиваешь ее, что такого дает фотография, чего не хватает в кино, Джессика рассказывает (она, кстати, из тех, кто, несмотря на звездность, продолжает, что называется, думать в кадре, поэтому даже короткий разговор становится беседой, а не блицем) об «освобождении от актерского мастерства», о медитативности, одиночестве и интимности съемки, в отличие от кинопроизводства как командного продукта, где у тебя меньше свободы выбора. Но несмотря на то, что фотографирование – процесс для нее интимный, раскрываться таким образом перед другими, показывая снимки, она не боится – говорит, это не сравнится с тем, что твои роли тут же начинают обсуждать все.

Лэнг не боится прослыть старомодной, предпочитая черно-белую пленку скоростной «цифре». У нее есть фотоколлекция, где среди великих – и Картье-Брессон, и Стиглиц, и Йозеф Куделка, а в собственную летопись она вписала и их с Михаилом Барышниковым дочь Александру (его самого здесь нет), и внучку, сжимающую в руках змею. На пресс-конференции актриса говорила, что никогда не старается выстроить сцену и что пришедший из области кино человек воспринимает себя иначе – предпочитая оставаться невидимым. Ее нет на снимках. Стоит подчеркнуть – во многих смыслах, то есть она отказывается и от авторского присутствия, от авторской, концептуальной позиции. Но и в буквальном смысле – тоже, на снимках ее нет. А там, где оказались ее близкие, это никак не обозначено. Оказавшись по другую сторону объектива, Лэнг не ищет нарочитой красоты (вернее, все же ищет, но в обычных вещах), но и агрессии не ищет (вернее, вся агрессия с юмором умещается в карнавальный грим какой-нибудь дамы с нарисованными на губах зубами), ее фотокарточки – хотя какие уж тут карточки, вполне внушительные карты впечатлений – можно назвать заметками на полях жизни. Можно пересказать, что происходит – копыто осла и нога фермера, пожилой человек облокотился на парапет, мексиканцы преклонного возраста отплясывают на улице, американские флаги веером крепятся к стене коттеджа, тень падает на стену с граффити, и абрис света и тени напоминает раскрытую книгу, – но это мало что прояснит. Для нее важнее ощущения «между строк», которыми можно проникнуться, но без толку пересказывать. Это процесс созерцательности, оставшийся в «сгустке» кадра, случайная выборка впечатлений, но с тщательным отбором – в музее повесили контрольки, и там видно, что из стандартных 36 кадров она оставляет лишь один-два.

Написаны ее комментарии на полях, это чувствуется, именно женским почерком. Потому что, например, кажется, оставленный хозяевами какой-то старый интерьер с окнами она показывает все-таки эстетизированной грезой об ушедшем (и монохром этой недосказанности вторит). В недоговоренность Лэнг закладывает поэтичность. Она рассказывает истории, но полунамеками – зритель сам складывает штрихи в сюжет.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
889
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2555
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1485
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1843

Другие новости