0
3589
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2014 00:01:00

Вместе с ним и по его следам

Тэги: выставка, параджанов, музей востока


выставка, параджанов, музей востока «Под Параджанова» в Музее Востока сделали целую стену из его фотографий. Фото автора

Устроенные «внахлест», одна за другой, всего на несколько дней пересеклись две посвященные режиссеру и художнику выставки – «Параджанов. Выставка цвета граната» в Галерее на Солянке и «Из Тифлиса с любовью. Ваш Сергей Параджанов» в Музее Востока. Что ни покажи из сделанного Параджановым, смотреть будут все. Но адекватный самому ему показ сделать трудно.

Выставки Параджанова, которые в последнее время открываются в Москве (в 2012-м вместе с ереванским Музеем Параджанова такую устроили в Новом Манеже), держатся на трех китах – это фотографии, коллажи, атмосфера. И стартовавшая в Музее Востока – тоже (сделана она по инициативе коллекционера Арама Баблояна, но встречаются и музейные вещи, а курирует показ Светлана Хромченко). Тут нескольких залов-сюжетов, каждый – про свое. Самым красочным получился «портрет» Тифлиса – с костюмами, графинами, театральными афишами, кондитерскими коробками, уличными вывесками, которые для пущей атмосферности сейчас даже раскрасили, и сделанными Валерией Хабчук мозаичными репликами с вывесок духанов – с оригинала Карапета Григорянца, современника Пиросмани (его тут не оказалось). Есть такая: «Мужски партной Васо он же мадам». По соседству показывают художников – друзей режиссера, например Гаяне Хачатурян с волоокими красавицами, и более ранних творцов вроде любителя изощренных линий Ладо Гудиашвили.

Сам Параджанов остался будто в стороне от происходящего – в отдельных комнатах. И главное, что от него здесь есть, – созданные вместе с кинохудожниками Александром Джаншиевым и Георгием Алекси-Месхишвили коллажи к «Легенде о Сурамской крепости» и «Ашик-Керибу». Коллажи эти с фотографиями, некоторые полностью выдержаны в черно-белой гамме, какие-то сделаны на красном ковре или покрывале, иногда сюда добавляется жемчуг, и в целом это изысканный, но лаконичный язык. Параджанов сюда получился «вклеен», как в коллаж – недаром целую стену отвели под фотомозаику из его портретов – в рассказ про Тифлис. Думалось, его собственных работ будет больше, но главная беда в другом. Выставка составлена так, что по большому счету Параджанов здесь не так уж обязателен. В изображенный Тифлис можно с таким же успехом поставить другого героя.

Только что закрывшуюся «Выставку цвета граната» на Солянке друживший с юбиляром директор ереванского Музея Параджанова Завен Саркисян придумывал с киноведом Вячеславом Шмыровым и Дарьей Хан. Здесь то же – атмосфера, коллажи, рисунки, фото – и фильмы. Отталкиваясь от одной из самых известных параджановских кинокартин, эпиграфом, рефреном показа сделали красные гранаты. Они тут повсюду, и на память придет прочитанная когда-то в эссе к параджановскому портрету Юрия Роста фраза про то, что по жизни «он шел как по минному полю. Не с миноискателем, но обвязанный гранатами, чтобы взрыв был громче». Но гранаты – мелочь. Эта история была и про взаимоотношения художника и власти (на столе лежал текст выступления режиссера на творческой встрече в Минске в 1971-м, предваренный припиской КГБ, который следил за Параджановым еще после «Теней забытых предков», а в соседнем зале показывали его лагерные рисунки). И про Параджанова в истории кино (кроме его фильмов тут Тарковский, Пазолини, Гринуэй), и даже про влияние на современных видеоартистов вроде Таус Махачевой (здесь можно спорить, но ход любопытный). Наконец, это про свободомыслие в том еще смысле, что в коллажах ведь Параджанов ничтоже сумняшеся сочетал эпохи и контексты, скажем, размещая рядом с названной Гагариным куклой херувимов. Этот оммаж режиссеру не был безупречен, но получился многослойным – как то, что делал он сам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
402
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
420
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
359
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
447

Другие новости