0
1720
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2014 00:01:00

Субъективная реальность

Тэги: фотобиеннале


фотобиеннале

Фестиваль идет полным ходом, впереди еще открытия в фонде «Екатерина», но остальные крупные площадки-игроки уже раскрыли карты. Фотограф-гуманист Гордон Паркс и без устали экспериментировавшие с формой Эрвин Блюменфельд и Андре Кертеш произвели на нас самое сильное впечатление. По 10-балльной шкале оцениваются замысел выставки, выразительность снимков и вид экспозиции (кураторская работа, если куратор обозначен), то есть ансамбль работ, если таковой сложился.

1. Эрвин Блюменфельд (1897–1969). Фотографии. Рисунки. Фотомонтаж

МАММ, до 11 мая

Куратор: Уте Эскильдсен

Концепция 10

Визуальный ресурс 10

Экспозиция 10

Блюменфельд не зря почитал монтаж – кажется, к жизни и к профессии он частенько относился как к коллажу. В ретроспективной панораме его искусства оказались затягивающие в свой чудной мир дадаистские рисунки, модная съемка, коллаж, в 1933-м объединивший Гитлера с черепом, соляризованные женские портреты. Он путешествовал по жанрам в поисках нового видения. Перебравшись из Германии в Голландию, Блюменфельд стал одним из председателей амстердамского «филиала» дада (состояло оно, правда, из двух человек), а на жизнь пытался заработать, открыв кожгалантерею. Покупательницы и стали его моделями – денег это не приносило, но фотографировать ему нравилось, тогда Блюменфельд рассудил, что любовь к женщинам и к съемке можно объединить, и отправился в Париж, тем более что его магазин прибыли не приносил. Во Франции он попал в концлагерь, но через год, в 1941-м, смог уехать в Штаты. Славу fashin-фотографа, кстати, Блюменфельд принял весьма спокойно, и когда его попросили выбрать сотню главных снимков, к моде там относились только четыре. Не стоит ограничивать себя рамками жанра. А стоит раскрепоститься, чтобы даже автопортреты были непохожи друг на друга: заразительно артистичный Блюменфельд снимает себя в зеркальном шаре, так что широкие брюки кажутся еще больше, снимает в кривом зеркале, а вот смотрит по-детски невинно и лукаво, даром что стоит в чем мать родила, прикрыв камерой причинное место. 

30 баллов


2. Гордон Паркс. Американская история

МГВЗ «Новый манеж», до 20 апреля

Концепция 10

Визуальный ресурс 10

Экспозиция 9

Гордон Паркс (1912–2006) во многом был пионером. Он стал первым штатным афроамериканским фотографом в журнале Life, в FSA (Farm Security Administration – «Администрация по защите фермерских хозяйств» фиксировала влияние кризиса на жизнь Штатов во время Великой депрессии) и первым афроамериканским голливудским режиссером, дебютировав в 1969-м фильмом по своему роману «Древо познания». И среди первопроходцев киножанра «блэксплотейшн» тоже был Паркс. В 1971-м он снял картину «Шафт», а… в 2012-м вышел «Джанго освобожденный» Тарантино, и Брунгильда фон Шафт там – наследница парксовского детектива Джона Шафта. Любая ретроспектива – испытание художника на прочность: не каждый выдержит проверку большой презентацией. Снимки Паркса не отпускают внимание зрителя независимо от сюжета – будут в фокусе Мэрилин Монро или Ингрид Бергман, «Марш на Вашингтон» 1963-го и речь Мартина Лютера Кинга-младшего или Мохаммед Али, модная съемка или страдающие от нищеты или расизма. Его отправляли за репортажем к тем, кто не желал общаться со СМИ, – к участникам «Черных мусульман», например. Паркс был не репортером-хищником, а фотографом-гуманистом и даже к fashion-фотографии относился хоть и с иронией, но сочувственной – понимал, прежде чем начать съемки, придется выслушать душевные излияния многих моделей, таковы правила игры. Наверное, его можно назвать счастливым человеком – ведь Паркс считал, что увиденное его камерой может помочь людям.

29 баллов


3. Андре Кертеш. Двойник жизни

ЦВЗ «Манеж», до 9 мая

Куратор: Алессандра Мауро

Концепция 9

Визуальный ресурс 9

Экспозиция 9

Анри Картье-Брессон сказал: «Что бы мы ни делали, Кертеш сделал это первым». И дело не только в том, что и ему, и Роберту Капе Кертеш выписал путевку в профессию. Просто еще до «решающего мгновения» Брессона Кертеш заявил, что им самим «управляет момент». Он и правда видел необычное в будничном. Можно сказать, вытаскивал сюжет оттуда, где другие прошли бы мимо. Из выплывающего из-за небоскреба облака, из идущей по переходу фигурки, чью голову «съедает» лестница, из «узоров», оставленных прохожими на снегу, из выстроенных в шеренгу стульев. В его снимках чувствуется взгляд человека, не устающего удивляться. Может, потому что фотография была его детской мечтой, которая долго сбывалась. Копаясь на чердаке, он наткнулся на фотопособие – что ж, таких романтических заходов в истории немало. Но потом ему пришлось окончить Высшую торгово-промышленную школу, поскучать на бирже, попасть на фронт. Когда венгр Андор в 1925-м перебрался в Париж, даже портреты богемных друзей были необычными: Мондриан, например, – это трубка и две пары очков. Эксперименты с формами были его страстью – даже если не брать знаменитую серию «Искажения» с «поплывшей» анатомией, а посмотреть, как Кертеш зарифмовал хитросплетенья ног и рук возлежащей на диване танцовщицы бурлеска с очертаниями стоящего рядом скульптурного торса.

27 баллов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
410
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
431
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
367
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
453

Другие новости