0
41637
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2014 22:44:00

ЗИП-ЗИП ура и свобода рефреном

Тэги: инновация, мамышевмонро, бреус, миловзорова, гаврилова, корси, пирогова, альберт, селин, екатерина деготь, ЗИП, булатов, бобринская


Пропускная система с одной рамкой металлоискателя справлялась с потоком гостей неспешно, но ожидающих развлекал активист «Другой России» Матвей Крылов — он раскрыл чемоданчик с целой россыпью напоминавших премиальные статуэток, с которыми готов был расстаться за 100 рублей. Современное искусство чутко реагирует на время, и хотя жестких политических проектов в этом году в конкурсе не было, слова о свободе и в искусстве, и в жизни звучали тем вечером рефреном.

По традиции церемонию ставил Андрей Сильвестров, и по традиции же вручали «Инновацию» голосом Сергея Чонишвили. На этот раз на экране он весь превратился не в слух, а в голос, представ в виде эдакой улыбки Чеширского кота. Объявление призеров во время вручения «Инновации» предваряли конферансы Кабаре Безумного Пьеро. Но сначала вспомнили Ольгу Лопухову - в нынешнем году день вручения премии совпал с днем рождения ушедшего в 2009 году куратора и первого директора «Инновации».

Напомним, вне конкурса награда «За творческий вклад в развитие современного искусства» посмертно присуждена Владу Мамышеву-Монро, премию Артемий Троицкий вручил его матери. Второй внеконкурсный приз ушел к Шалве Бреусу и фонду «АртХроника» (он с недавних пор называется BREUS Foundation), которые дали старт издательской программе, но закрыли прошлым летом журнал «Артхроника». Не обошлось на церемонии и без скандальных нот. Когда замминистра культуры Елена Миловзорова поднялась на сцену вручить премию, из зала художник Денис Мустафин стал скандировать «Слава России! Героям слава!».

В целом нынешний конкурсный извод не принес особых интриг в главных номинациях. Было бы странно, если бы двухчастная «Реконструкция», один из главных выставочных проектов сезона, подготовленный Еленой Селиной, не получил звания лучшего «Кураторского проекта» (и 500 000 рублей).

Ожидаемо было и то, что награда в позиции «Новая генерация» (200 000 рублей) найдет героя, вернее, героиню в лице Саши Пироговой с повествующим о завсегдатаях Ленинки веселым видео «Библимлен». На ученицу Кирилла Преображенского по Школе Родченко, очевидно, возлагают большие надежды - ее уже номинировали на Премию Кандинского (правда, в победители она не вырвалась), а сейчас «Библимлен» показывают на фотобиеннале. Кроме основного приза к ней ушел и спонсорский — трехмесячная стажировка в Париже от посольства Франции.

В остальном партнеры «Инновации» поощрили спецпризаами тех, кто не попал в лауреаты, таким образом словно стараясь максимально расширить охват награжденных. Так, тоже перешедших в номинанты «Инновации» с Премии Кандинского Софью Гаврилову и Алексея Корси с проектом «Кому принадлежит тень от зонтика, или Don't even think of touching my parasol» (номинация «Новая генерация») поощрил Stella Art Foundation — художники поедут на Венецианскую архитектурную биеннале. В ответном слове Софья Гаврилова выразила надежду, что «и дальше у нас будет возможность свободного высказывания». А Тамаз и Ивета Манашеровы отметили исследование Екатерины Бобринской «Чужие? Неофициальное искусство: Мифы, стратегии, концепции», в то время как главную награду в той же категории «Теория, критика, искусствознание» (500 000 рублей) забрал Дмитрий Булатов со второй частью антологии «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии». Выйдя на сцену, Булатов говорил о том, что «сегодня мы живем в очень сложное время, в то время, когда каждый должен делать свой осознанный выбор», и сославшись на Игнатия Лойолу, перефразировал его слова: «Мы имеем возможность всматриваться в образы ада, чтобы вера наша и наше современное искусство приобрели благочестивый характер».

Самая большая интрига на сей раз была вокруг позиции «Региональный проект» (400 000 рублей), и тут чемпионами наконец стали группировка ЗИП и активисты КИСИ с отчетной выставкой самопровозглашенного Краснодарского института современного искусства «Краснодар: Линии на плоскости. История КИСИ». ЗИПов уже номинировали и на «Инновацию», и на Премию Кандинского, но им как-то несчастливо не удавалось дойти до победной точки, и это было тем более обидно, что и на московской художественной сцене их знают и ценят уже несколько лет. Не без сарказма художники пообещали — раз у них уже имеется собственный институт современного искусства — теперь организовать фонд и продвигать contemporary art консервативно, с казаками.

Наконец, Гран-при в главной номинации «Произведение визуального искусства» (800 000 рублей) отдали проекту Юрия Альберта и Екатерины Деготь «Что этим хотел сказать художник?». Забиравший приз Альберт тоже говорил о свободе, о том, что «искусство строится не на единении, а на противоречиях, на спорах и раздорах и при этом на толерантном отношении к противнику. Искусство устойчиво только тогда, когда у него есть разномыслие», много несогласных как точек опоры – «и не только искусство, но общество и государство тоже».

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
407
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
428
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
365
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
452

Другие новости