0
5926
Газета Культура Интернет-версия

22.05.2014 00:01:00

Граждане и динозавры Дмитрия Александровича

Тэги: дмитрий пригов, инсталляции, выставка, концептуализм


дмитрий пригов, инсталляции, выставка, концептуализм Одна из инсталляций Пригова. Фото автора

Под показ «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее» отдано несколько залов, те, что обычно занимает постоянная экспозиция искусства второй половины XX века. Собирая ретроспективу Пригова, куратор, завотделом новейших течений ГТГ Кирилл Светляков, решил разобрать его творчество на составляющие.

С тех пор как в 2007 году не стало одного из зачинателей московского концептуализма, в Москве в 2008-м его ретроспективы показали в Московском музее современного искусства и в Государственном центре современного искусства. Первую куратор Екатерина Деготь озаглавила приговским «Граждане, не забывайтесь, пожалуйста!» (как известно, он оставил много таких вот обращений) и акцент поставила на графические произведения (специально уточнялось, что выставка и для чтения, и «для его разглядывания»). Второй показ Виталий Пацюков тоже назвал, цитируя приговские слова, «Посредине мирозданья», там было много видео с перформансами Пригова и реконструкции некоторых нереализованных его инсталляций. Потом за Пригова взялся Эрмитаж: возил его выставку «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов» на 54-ю Венецианскую биеннале в 2011-м, а год спустя в самом музее открылся Зал Пригова, в основе экспозиции которого оказались работы, подаренные Фондом Пригова.

К чему этот список? Следуя ретроспективному жанру, Третьяковке нужно было искать новый ракурс. Надежда Бурова, вдова Пригова, сказала, что к теперешнему показу шли с 2007-го и что еще сам художник планировал сделать выставку именно здесь, но после его ухода Фонд Пригова был занят другими выставками и все не мог добраться до ГТГ. В залах 350 работ из собрания самого музея и Фонда Пригова, много известного, но есть и не показывавшиеся еще вещи. Если совсем коротко, гегемоны тут графические произведения: работы с текстами и рисунки. Между ними инсталляции, в том числе воплощенные по приговским эскизам «Динозавр», «Лестницы» или «Разрезанный глаз». Главная новость в том, что Кирилл Светляков раскладывает творчество поэта-художника-скульптора-перформансиста на мотивы – метафизические дыры-скважины-шестеренки, око, банки с пустотой, яйцо – и подыскивает иконографические параллели в багажнике истории искусства. Но главное – слово.

Художник Сол Левитт писал о примате идеи в западном концептуализме, об искусстве, которому уже надобны не чувства публики, а ее мозги, другой гуру, Джозеф Кошут, и вовсе дошел до того, что «искусство – это определение искусства» и что «быть сегодня художником – значит спорить с природой искусства». «Сегодня» – на излете 1960-х. Вот и в «московском романтическом концептуализме», как окрестил его на десять лет позже Борис Гройс, то же. С поправкой на «романтический»: в литературоцентричной культуре важна персонажность (отсюда – хоть маленькие люди Ильи Кабакова, хоть герои Пригова, к примеру, «милицанер» – или Виктора Пивоварова) и всматривание, в том числе психологизированное, в обитателей своего универсума. Слово и образ, слово как образ, как действующее именно что лицо для Дмитрия Александровича Пригова (всегда без панибратства, с отчеством, одновременно с тем, что в его кругу словца вроде «гения» и «нетленки» иначе чем «иронические ругательства», как сам он рассказывал, не использовались) – как основа основ. Отсюда его стихограммы, отсюда рисунки на газете, буквально поверх «Правды», или обратная ситуация, слова-теги поверх репродукций классических картин. Отсюда же и отбракованные стихи, но не вовсе отбракованные – собранные в букеты. И коллажи (это в 1970-х, до всякого Windows и Facebook) с окнами записей в формате вопрос-ответ. К примеру, так: «В чем смысл жизни?», открываешь – «Ждите ответа». Пригов примерял роль трибуна, в 1986-м расклеивая на улице свои «Обращения» (за что был принудительно отправлен в психиатрическую клинику), включаясь в традицию гражданской лирики, переключая интонацию на иронически-серьезную: «Граждане! Наше будущее побеждает нас с большим опережением!». Все верно – поэт по-прежнему больше, чем поэт, даже если «будущее» не заменять на снова актуальное «прошлое».

Вообще тем, кто видел предыдущие оммажи Пригову, в основном это уже знакомо. Просто время сработало не на руку Третьяковской галерее. Но раз сам Дмитрий Алексаныч (можно и так) то «каталогизировал» динозавров, то русских классиков, то и вовсе рисовал «Бестиарий», как минимум любопытно, что и его вокабулярию ищут параллели, коли сравнивают с универсалом и в том смысле имеют в виду, что он – как человек Ренессанса. Такой прием, кстати, в галерее задействовали на выставке натюрмортов, сравнивая работы, например, XIX века с современниками. Просто там были подлинники. Тут аналогии уместились в сводку небольших репродукций – разбросанные по всему свету произведения, конечно, собрать было бы почти невозможно, и этим оправдывается бумажное, несколько книжное воплощение кураторского замысла. В параллель к яйцу Босх и Дали, к приговским банкам, среди прочего, естественно, уорхоловский Суп Кэмпбелл, к теме зрителя и шедевра, опять-таки среди прочего, почему-то берниниевский «Экстаз Святой Терезы»… А к работам с «Правдой», казалось, логично было бы поместить несколько скабрезную, но ставшую саркастичной, хлесткой классикой работу Вагрича Бахчаняна «Вся «Правда» органа ЦК КПСС» (она же «Голая «Правда»). Впрочем, таков кураторский, авторский взгляд Светлякова. А Бахчанян здесь все же вспоминается между строк: приговский прием забалтывания клише – разбалтывания их смысла, обессмысливания, из которого парадоксально вырастает новый смысл – отчасти напоминает бахчаняновский афоризм «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости