0
1830
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2014 01:04:00

"Плохой конец заранее отбошен"


Свою книгу итальянский режиссер Джорджо Стрелер назвал «Театр для людей». Это было его творческое кредо. Современный театр все стремительней движется в сторону постдраматического театра, дающего возможности режиссеру изобретательно заменять авторский текст сценическим.
Петербургский театр имени Комиссаржевской отважно предложил спектакль про людей и для людей. В основе известный рассказ Александра Володина «Графоман», расширенный миниатюрами, стихами Володина, некоторые из которых в спектакле поются. Литературный консультант Дарья Голубева не поступилась вкусом. Все дополнения органично вплелись в сюжет. Постановщик Александр Баргман далеко не новичок в режиссуре, автор таких знаковых спектаклей, как «Иванов» Чехова, «Каин» Байрона, «Ночь Гельвера» Вильквиста и игравший в не менее знаковых спектаклях. Достаточно назвать спектакль Александринского театра Григория Козлова по Гофману «P.S. композитора Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии». Список далеко и не полный и субъективный. Вынесем за скобки награды и регалии Баргмана, кроме одной – ныне он главный режиссер академического театра имени Комиссаржевской.

Графоман Мокин (Сергей Бызгу), скромный инженер по технике безопасности в конструкторском бюро, понимает свою ненужность, относясь к себе с грустной иронией и не только по этой причине. При всей внешней непохожести актера на Володина, есть в его личности общее с Володиным - , поэтическое восприятие жизни и людей, благодаря чему ни чем не примечательные люди становятся интересными. Мокин (Бызгу) не похож на поэта. Но стоит только присмотреться, и в нем мгновенно угадывается Поэт. Каким образом этот лысеющий человек в мятом, фабричного изделия пиджаке, не пренебрегающий алкоголем создает такое впечатление? Благодаря удивительной открытости, пониманию людей с их горестями и болью за них. Эта боль других – сердцевина характера, созданного Сергеем Бызгу, роднящпя его с Володиным. Много лет назад Володин рассказал мне о встрече в Ленинграде с Эдвардом Олби: «Представляете, он шел по коридору гостиницы весь в слезах. Кто может себе такое позволить?» И я, писавшая диссертацию об Олби, выпалила: «Вы!». Такой открытостью актер наделил своего персонажа, дав нам возможность постоянно ощущать незримое присутствие Володина.

Александру Баргману удалось создать в этом много населенном спектакле ансамбль, что было нелегко. На сцене актеры не только разных театральных школ, но и разной выучки. Некоторым из молодых пока не достает профессионализма. Тем не менее, спектакль воспринимается как целое. Ближайшее окружение Мокина – его семья, жена и дочь. Они не похожи, потому что принадлежат к разным поколениям. Жена (Анна Вартаньян) – изысканная, нервная. Дочь (Варя Светлова) - угловатая девочка с ассиметричным лицом, придающим ей необыкновенную прелесть. Это классический тип Офелии, но XXI века, произносящей несколько ее реплик. Такая вот дочь у Мокина, своевольная, полюбившая женатого «авангардиста-плакатиста» (Родион Приходько) за его «талант» и, довольно быстро в нем разобравшись, покинувшая его. Мокин переживает разлад в семье: увлечение дочери, отчужденность жены. Свои невзгоды он переплавляет в поэзию - стихи и переписку с почитательницей его единственного опубликованного стихотворения Ириной Всеволодовной из Таганрога (Полина Шустарева). Актриса создала лирический образ странной женщины, существующей только в воображении Мокина.

Одна из самых запоминающихся сцен – знаменитая володинская миниатюра «Все наши комплексы», которую играют Анна Вартаньян и Маргарита Бычкова. Как правило, из Бычковой рвется ее темперамент. Режиссер его притушил, и мы увидели новую, лиричную, трогательную Бычкову с мягким юмором создавшую свой персонаж. Обе актрисы великолепно работают в дуэте, дополняя круг друга, придавая объем узнаваемой жизненной ситуации.

Почти все актеры играет по несколько ролей. Нельзя не отметить Елизавету Нилову, выразительно, с юмором сыгравшую Жанну, жену «плакатиста-авангардиста». Роль дает много возможностей для излишнего комизма, но вкус ни разу не изменил молодой актрисе.

Хотя на протяжении спектакля нам напоминают, что все происходит в 70-е годы, спектакль отнюдь не в жанре «ретро». Это современные люди в узнаваемых ситуациях, но в «декорациях» того десятилетия, воссозданных Анваром Гумаровом, художником по костюмам Никой Велегжаниновой и хореографом Николаем Реутовым. Атмосферу помогают создать композитор, он же пианист, Юрий Гомберг-Соболев и трубач Сергей Колосов. Нелишними в афише значатся консультанты по стилю Инна Лукина и Сергей Данишевский. И все же происходящее воспринимается, как сегодняшний день. Доктор Витольд Викентьевич (Денис Пьянов), лечащий от алкоголизма и запивший по-черному из-за бюрократических преград, - типаж, перешедший из советской эпохи в постсоветскую. Актер создает эксцентричный, но узнаваемый образ. А слесарь Николай (Анатолий Горин) – русский тип на все времена!

Но вернемся к Мокину, собравшемуся «к далекой возлюбленной» в Таганрог. Письма писала его жена. Для тех, не знал сюжета, это был просто подарок. Зрители торжествовали. Вот к чему стремился создатель эпического театра Брехт: «Плохой конец заранее отброшен,//Он должен, должен быть хорошим». Брехтовской поэтики в спектакле нет, но при большом желании можно считать песни зонгами.

Отложим на время «Человеческое, слишком человеческое» Ницше, отринувшего идеализм, и воздадим должное театру для людей. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
424
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
533
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
445
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
369

Другие новости