0
2329
Газета Культура Интернет-версия

08.07.2014 00:01:00

Третьяковка подстроилась под рисунки

Тэги: третьяковская галерея, выставка, италия, архитектурная графика


третьяковская галерея, выставка, италия, архитектурная графика А на этой картине – Москва глазами итальянского художника. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи

Дорога от скрупулезных штудий до архитектурных фантазий современников, среди которых, например, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, довольно длинная. И в то же время – все не очень далеко друг от друга. Через рисунки Кваренги, Гюбера Робера, Каналетто и много кого еще, через 200 листов этот путь проложили Третьяковская галерея, берлинский Фонд архитектора Сергея Чобана и другие частные коллекции.

Архитектурные рисунки – тема специфическая, не жанровые сценки. Но Италия – все-таки заманчивый сюжет, а рисунок – он ведь интимнее большой (и даже не очень большой) картины, он художнический взгляд – то донельзя сосредоточенный на изучении открывшихся древностей, то рассеянный, мечтательно скользящий с одного на другое – передает часто скорее, живее. А еще впору сказать «свершилось» – Третьяковка не просто вывесила рисунки, а переделала под них пространство. До неузнаваемости. Стараниями Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой вы оказываетесь то в круглом, словно римский Пантеон, зале, то вроде бы в зале обычном, но из него узенький проход тянет дальше, в комнату, где стены описывают то ли лихую дугу, то ли петлю. Подача имеет значение.

Кураторы Нина Маркова (от ГТГ) и Ирина Седова (от Фонда Чобана) разложили графику, как по нотам. На бумаге – античный Рим, средневековая Венеция, снова Рим – уже с барочной мощью. В жизни – бурлящий в первой половине XIX века Рим, куда съезжаются учиться и смотреть со всей Европы, – и череда арок, мостов, храмов. Сперва ехали за формами, потом стали искать настроение. Оставили портрет Рима, который сегодня приходится восстанавливать и по таким рисункам тоже, потому как до чего-то археологи тогда еще не добрались, а как добрались – лицо города поменяло выражение. Вот романтизированные руины, дряхлеющие старые тюрьмы, овеянные демоническим ореолом, – а вот фантазии, где равных не было быстрой, будто нервически куда-то спешащей руке Пиранези. Вот ведуты, а вот уже просто зарисовки, и что для Петра Кончаловского, что спустя 80 лет для Ирины Затуловской сюжетом становится прихотливая геометрия сиенской площади. Вот Василий Баженов и Константин Тон едут в Италию, а вот встречное движение россики – Джакомо Кваренги приезжает в Россию и раскатывает панораму Кремля и Коломенского. Вот Габриэль Дуайен – тот часто из разных элементов римской архитектуры набрасывает этюды. Его Ирина Седова называет одним из открытий выставки – не то чтобы сегодня хорошо известное зрителю имя, а между тем он перебрался из революционной Франции в Россию в 1792-м, еще при Екатерине II преподавал в Академии художеств, где ему сразу дали профессорскую должность с зарплатой в 1200 руб. – и даже когда спустя год ее срезали вдвое, Дуайен остался. Есть другая судьба: Шарль Клериссо тоже прибыл в Россию, вручил портфолио Екатерине, та его приняла, но после – переменчивы были ее вкусы – отказала, не позволила ничего построить. А на бумаге, не там и тогда, а здесь и сейчас, у Клериссо очередная архитектурная выдумка на тему потрепанных временем старостей.

Седова рассказывает про выставку, и это удивительный исследовательский азарт, из каждого, даже вроде бы из самого простого рисунка она вытягивает массу подробностей – переходя от биографических фактов к тому, что если поехать в Рим, найдете изображенное тут место (не всегда очевидное), только идите вот таким путем и вот туда. Так она нашла – то есть ходила и сверялась, – что у Бенуа арка на фоне простуженного акварельного неба – это Арка делле Кампане со стороны Ватикана. Расследование места может смениться расследованием авторства – его, бывает, можно и уточнить, не неизвестный это художник…

Вообще здесь вдруг включается режим «гиперссылок» – начинаешь воспринимать «на контрасте». Потому что, например, Жак-Луи Давид пока что выводит безмятежный «Вид Рима около терм Каракаллы», на дворе конец 1770-х годов, и он еще знать не знает, что в 1793-м напишет убитого революционера Марата, вместе с которым войдет во все энциклопедии. А Александр Лактионов, рисующий Капитолийскую лестницу, не подозревает, что создаст хрестоматийное «Письмо с фронта». И раз есть лирика художника Бенуа, будет архитектурное мышление – взгляд на детали Жолтовского, Иофана, Фомина и Гельфрейха.

Современники «болеют» Италией по-своему – Сергей Кузнецов рисует открыточного толка виды, Чобан закручивает порой жутковатый фантастический хай-тек коридоров-переходов над крышами старинных построек, Максим Атаянц, как для атласа, вычеривает архитектуру в деталях. А Михаил Филиппов, едва подцвечивая (или и вовсе монохромно), ведет десятки тонких, словно не проведенных, а процарапанных линий, их так много, будто в сетке, но через «сетку» проявляются контуры Венеции. Как через общее пространство Италии, полуреальной, полупридуманной, у всех художников проступает Италия своя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
406
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1051
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1241
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1918

Другие новости