0
2409
Газета Культура Интернет-версия

31.07.2014 00:01:00

Одни ругают директора Эдинбургского фестиваля за консерватизм, другие – за новаторство

Тэги: театр, эдинбургский фестиваль, джонатан миллс, интервью


театр, эдинбургский фестиваль, джонатан миллс, интервью Джонатан Миллс очень давно и внимательно исследует публику. Фото Reuters

Один из крупнейших в мире, Эдинбургский фестиваль открывается в этом году 8 августа и продлится по традиции до конца месяца. Накануне Британский совет привез директора Эдинбургского фестиваля Джонатана МИЛЛСА в Москву, где он выступил в Гараже, посмотрел генеральные прогоны спектакля Владимира Панкова «Война», премьеру которого сыграют уже в Эдинбурге, и дал интервью корреспонденту «НГ» Григорию ЗАСЛАВСКОМУ. Джонатан Миллс композитор, в Эдинбург был приглашен из Мельбурна, где был директором фестиваля. В этом году его последний Эдинбургский фестиваль: «Хочется поставить точку, пока еще эта работа доставляет наслаждение», – как говорит он сам.

Разговор об Эдинбургском фестивале я бы, с вашего позволения, начал с вопроса об Авиньоне. Там, во Франции, не утихают дискуссии о том, должен ли фестиваль этот показывать в первую очередь французский театр и лишь во вторую очередь – театр всего остального мира. Или же наоборот. А как с этим в Эдинбурге?

– Я бы начал с того, что Авиньонский фестиваль – сугубо театральный, а в Эдинбурге равное место занимают и драматический театр, и танец, и симфонические концерты, и оперные спектакли. Кроме того, в рамках фестиваля постоянно проводятся дискуссии, разные круглые столы… Но если говорить о национальности фестиваля, то мы – фестиваль не шотландский и не английский. У меня нет цели продвигать исключительно британскую культуру, равно как и никакую другую. Наш фестиваль и по названию, и по сути международный. Мы ищем между… И поэтому вне наций. Мне кажется, интереснее всего представить разные взгляды. И фестиваль – это встреча таких разных взглядов. Взгляд южноафриканский, новозеландский, немецкий, русский, шотландский… С разных углов зрения открываются разные перспективы. На фестивале не может быть представлена только одна точка зрения. Я – за демократию идей.  

Наверняка вы изучаете свою публику. В мире тысячи фестивалей, и все-таки чаще всего организаторы проводят отдельно фестивали драматических спектаклей, отдельно оперные, отдельно фестивали танца. А ваша публика – она разная для каждого из предлагаемых искусств или нет?

– Мы очень внимательно и давно исследуем нашу публику. В среднем люди приезжают в Эдинбург на девять дней, и за это время они обычно ходят и на драматический спектакль, и на концерты, и на оперу, и на концерт. То есть публика принимает наши условия игры.

Когда заглядываешь в вашу афишу, становится страшно. Не слишком ли велик фестиваль?

– Фестиваль не может быть больше того, что в силах переварить публика. А наш фестиваль публика все-таки способна «съесть». И все говорит именно в пользу нашей разнородности – сочетания театра, танца, оперы, концертов…

А чего больше хочет публика, на что она чаще клюет: на шлягеры или на новые имена?

– Наши программы традиционно объединяют мировых звезд и новые имена. Мне интересно, чтобы эксперимент проявлял себя по-разному. Например, Валерий Гергиев – он всемирно знаменитый дирижер, но в Эдинбурге он дирижирует программой из неизвестных сочинений Сергея Прокофьева. Мне важно находить исполнителей, которые могут представить какие-то новые идеи. В одном случае это будет музыка нового композитора, а в другом – как у Гергиева – воскрешение неизвестного Прокофьева, а кто-то третий – известные сочинения или пьесу исполняет по-новому. Представить новые идеи мне кажется важнее, чем свезти в Эдинбург раскрученных звезд, так что известность исполнителя для меня не имеет значения.

Очень часто, когда узнаешь, какой наш спектакль отправился на тот или другой фестиваль, недоумеваешь: зачем, например, в Европе смотреть очередной вариант среднестатистического немецкого театра, к тому же вчерашней или даже позавчерашней свежести?

– Я понимаю, что вы имеете в виду. Из России в Эдинбурге в этом году будет режиссер Владимир Панков, премьера его спектакля «Война» состоится 9 августа, он посвящен, как многие события этого года, 100-летию Первой мировой войны. Это копродукция Международного театрального фестиваля имени Чехова и Эдинбургского фестиваля, премьера его – часть программы перекрестного Года культуры Великобритании и России. Мне близок Панков, поскольку он в первую очередь композитор и к театру, к спектаклю подходит не как режиссер, а прежде всего как композитор.

А за что вас ругают?

– Одни меня ругают за то, что слишком много экспериментальных проектов. Другие за то, что афиша слишком традиционная. Сейчас появились упреки в том, что мы недостаточно внимания уделяем проблеме независимости Шотландии.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
472
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
523
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
305
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
205

Другие новости