0
2770
Газета Культура Интернет-версия

19.08.2014 00:01:00

Запахи прошлого для музея будущего

Тэги: северная осетия, владикавказ, художественный симпозиум, выставка, аланика


северная осетия, владикавказ, художественный симпозиум, выставка, аланика У стенда Джамшеда Холикова, с фотографиями остановок Осетии.

В Республиканской научной библиотеке Северной Осетии в минувшую пятницу открылась выставка работ участников нынешнего восьмого международного художественного симпозиума «Аланика». Работы 20 художников из Великобритании, Турции, Индии, Нидерландов, Таджикистана, Грузии и других стран плюс еще двух десятков молодых художников Кавказа, принимавших участие в молодежном форуме ART КАВКАЗ NEXT, которым руководил Ростан Тавасиев, не удалось уместить в стенах библиотеки, и они буквально вырвались на просторы ближайшего сквера. 

Нынешняя нездоровая ситуация вокруг современного искусства, которое при первой возможности и безо всяких оснований подозревают как минимум в эпатаже и провокационности, а чаще – в куда более смертельных грехах: пропаганде антихристианских, антирусских и антироссийских идей и открытом глумлении над нравственными нормами, над традиционными человеческими ценностями, не помешала прийти на открытие выставки президенту Северной Осетии и другим руководителям Алании, которые не стали делать вид, что разбираются в модных тенденциях, но при этом внимательно выслушивали руководителя «Аланики» Галину Тебиеву, художников и всячески выражали свое уважение к их поискам и разнообразным экспериментам. 

Ничего страшного и вправду на выставке не было. Наверху молодые художники Кавказа фантазировали на темы музея будущего. Например, Елена Джетере представила проект музея 2626 года – «Картина для носа», где в белых узелках на уровне человеческих голов были закутаны разные горные травы. Посетители переходили от одного к другому, удыбались и угадывали знакомые запахи. На улице стояла уже расписанная палатка, какие сегодня каждый вечер показывают в новостях, – в них живут украинские беженцы, а художник Аслан Гайсумов провел в такой детские и отроческие годы. Теперь брезентовую палатку изнутри он превратил во «дворец», расписав ампирными ангелочками и золотыми виньетками. А по соседству в бывшем фонтане индиец, работающий под псевдонимом UBIC, разложил выкрашенные глянцевой черной краской разнообразные предметы, приобретенные на местном блошином рынке и собранные на улице: железный фильтр от противогаза, связка ключей, два топорища... Приобретенный единый черный сверкающий вид лишал предметы прежней скромной утилитарности. 

В залах первого этажа – работы участников симпозиума, которые в очередной раз ставят нешуточный вопрос об экпонировании произведений современного искусства в музейном пространстве (этой теме, кстати, была посвящена одна из сессий нынешней «Аланики»): все сделанное становится теперь собственностью Северо-Кавказского филиала ГЦСИ, а выставить требующие места проекты Михаила Гулина из Белоруссии или даже видео Умиды Ахметовой из Узбекистана (на прошедшей Московской биеннале она показывала фотопроект «Свекрови и невестки») негде. Железные остовы стульев и пианино – узнаваемые «скелеты» вещей Ани Жёлудь, участницы одного из прошлых симпозиумов – хранятся в разобранном виде в бельэтаже Республиканской библиотеки. 

Золото и ангелы в палатке Гайсумова.		Фото автора
Золото и ангелы в палатке Гайсумова.
 Фото автора

А если по окончании выставки все эти (не все, конечно, но, по-моему, многие) такие удачные и актуальные работы этого года разберут и просто спрячут на  долгие или даже недолгие годы, – будет жаль. Понятно, что жизнь коротка, искусство вечно, но это искусство может «поработать», и неплохо, уже сегодня. Известный  своими политическими перформансами в родном Минске, Михаил Гулин тут сделал довольно мирную работу, состоящую из «Доски почета», где на одной половине фотографии осетинских борцов вольного стиля – олимпийских чемпионов, на другой – Валерий Гергиев и другие культурные знаменитости Осетии, а на видео сам Гулин раз за разом проигрывал в схватках с местными молодыми борцами – так культура, по мысли художника, часто проигрывает в естественно возникающих единоборствах.

Александр Угай из Казахстана взял за основу старый библиотечный каталожный ящик и выпилил из его внешних и внутренних стенок лекала для национального осетинского костюма: так «вступают в схватку» два типа национальной памяти – книжной и той, которая передается из поколения в поколение с народной, чаще всего танцевальной культурой. 

Еще раз хочется отметить фотосерию Джамшеда Холикова, который продолжил в Осетии свой давний и, наверное, бесконечный проект с автобусными остановками, добавив к прежним, центральноазиатским, остановки Осетии и Грузии, такие же разные и полуразрушенные памятники советского быта. И в этой связи заметить то, что вряд ли входило в планы организаторов «Аланики»: актуальные художники куда бережнее отнеслись к прошлому осетинского народа, чем его «среднестатистические» представители. Вблизи Владикавказа находится селение Фиагдон, по земле которого прежде пролегал Великий шелковый путь. И местные жители, говорят, в том числе и те самые спортсмены-чемпионы, строят здесь теперь свои дворцы. Закон позволяет, а слова о любви к истории своего народа – пустой звук, хотя чуть какой стол, о верности национальным традициям здесь говорят взахлеб, неистово. Экскаваторы врезаются в землю, где прежде следовало бы провести археологические раскопки. Не щадя своих же древних захоронений, загребая кости… Страшно смотреть. Такое вот неожиданно разное отношение к истории великой осетинской культуры схлестнулось в незамеченной смертельной схватке. Смертельной – конечно же, для культуры. Которую, кроме «Аланики» и ее художников сегодня в Осетии, выходит, защитить некому.

Владикавказ–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
451
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
497
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
296
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
199

Другие новости