0
2878
Газета Культура Интернет-версия

21.08.2014 00:01:00

Мировая – это война

Тэги: первая мировая война, выставки, москва


первая мировая война, выставки, москва

Первую мировую войну вспоминают в этом году массово – даже если не говорить о новом памятнике на Поклонной горе, а взять только выставки. От «Великой войны в судьбе Александра Блока», что показывают в выставочном зале журнала «Наше наследие», до экспозиции «Первая мировая. Последняя битва Российской империи», которая завтра откроется в Историческом музее, а на излете месяца в Новом Манеже готовят большой проект «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах». Часто – и часто неминуемо – такие показы в чем-то друг друга дублируют – ну, не обойтись без фотографий, как и без смеховой культуры карикатур. Часто, хотя и не намеренно, даже названия выставок совпадают. Мы выбрали несколько проектов, работающих сейчас, чтобы попробовать расставить акценты. Напомним, по 10-балльной шкале оцениваются замысел выставки, выразительность предметов и вид экспозиции (если обозначен куратор, то его работа), то есть ансамбль работ.

«Война, покончившая с миром»

МАММ, до 19 октября

Концепция 9

Визуальный ресурс 9

Экспозиция 9

Соседство военной экспозиции с навороченным показом про Джеймса Бонда, конечно, странно, но достоинств ни одной из выставок не умаляет. Среди других уже открывшихся показов «Война, покончившая с миром» дает самую большую панораму. Дело не в списке зарубежных институций, вскладчину с которыми все это готовили, а в полифокальности. Если солдаты идут в бой, то на снимках из разных географических точек, своим уходом руша жизненный уклад. Если разрушения, то тоже – массово. Оптика выставки «переезжает» с «вообще» войны на истории отдельных полков и портреты изувеченных городов. Завязанная преимущественно на фотографии и хроникальной съемке, экспозиция начинается коридором, с одной стороны которого шагает полк, отражающийся в зеркале по другую вашу руку. Это уже после фотографий с эрц-герцогом Францем Фердинандом и Софией Гогенберг в Сараево – в день убийства: «Незадолго до убийства», «За несколько минут до убийства», – рапортуют подписи. А потом маршируют солдаты – под звуки ахматовской «Поэмы без героя» (ну и что, что более поздней), которые постепенно заглушаются звуками войны, кадрами первых массовых газовых атак. Понятно, что завершается это кладбищами. ПМВ вроде бы просто документируется, напоминая о том, что каждая война, как издалека на нее ни смотреть, – может коснуться любого.

27 баллов


«На переломе… Россия в великой войне. 1914–1918 гг.»

ЦВЗ «Манеж», до 31 августа

Кураторы: Андрей Егоров, Дмитрий Озерков

Концепция 8

Визуальный ресурс 8

Экспозиция 9

Если посмотреть пресс-релиз, может показаться, что эта выставка на тысячах квадратных метров родилась сама собой – кураторов не упомянули. А люди известные – зав. научным отделом Московского музея современного искусства Андрей Егоров и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков. Показ вырос из одной внушительной частной коллекции плакатов – начиная с ПМВ и заканчивая революцией (где, например, Ленин в царской мантии и Троцкий делят имперское наследие) и Гражданской войной. В частности, имеется полный комплект серии «Сатирический лубок» 1914 года (отдельные его листы показывают сейчас, например, на выставке в МАММ), где среди прочих художественно осмеивали врагов Малевич и Маяковский. Тут есть и карты сражений, и мемориальные предметы вроде английского шлема или английского же триплана «СОПВИЧ», и подборка журналов «Летопись войны», но нерв этого «перелома» – образ, пропаганда в плакате - и слово, война в строчках Гумилева, Волошина, Мандельштама, Саши Черного, занимающих центральную ось.

25 баллов


«Москва в годы Первой мировой войны»

Музей Москвы, до 30 октября

Куратор: Ирина Карпачева

Концепция 8

Визуальный ресурс 8

Экспозиция 8

Вас встречают белые – как парковые гипсовые статуи – фигуры, идущие, надо понимать, к светлому будущему. Когда вы выходите с выставки, видите их спины в крови. В Музее Москвы сосредоточились на вещном мире. Есть и документы – например, манифест Николая II от 20 июля 1914-го – о начале войны и о мобилизации (что служит удачным дополнением к фотографии этого события, показанной в галерее «Проун» без текста), газеты и пр. Но главным образом – афиши мероприятий по военным сборам («Жертвуйте семействам павших воинов-артистов варьете и цирка», к примеру), Ford для этих же целей и вообще жизнь города от Дня белой ромашки (борьба с туберкулезом) до фронтовых посылок, от рванувшего вперед кинематографа до повседневной одежды.

24 балла


«На переломе»

Галерея «Проун», до 20 сентября

Кураторы: Мария Салина, Дарья Макарова

Концепция 7

Визуальный ресурс 9

Экспозиция 7

Тут сделали эдакий эскиз на тему того, как Первая мировая и Русско-японская война, обе революции и Гражданская война отразились не столько даже в фотографиях, сколько в мозгах художников. То есть если фронтовик Владимир Фаворский, то есть и его рисунки из фронтовых писем, и его фотография в увольнении с семьей, и его гравюры (что военные, что уже 1928-го, посвященные «Годам революции»). Новый век, согласно замыслу организаторов, отпечатался в сознании художников не только в альбоме Алексея Крученых и Ольги Розановой «Война» (где за 1916-й есть черно-белый лист с угловатыми фигурками и подписью «Во время расстрела мирных граждан заставляли приговоренных к казни рыть себе могилы…» (отрывок из газетного сообщения), но и в увлечении Александра Лабаса темой движения. Здесь показывают эскизы и принт занавеса к спектаклю «Армия мира», поставленному по пьесе Никулина в Театре имени Ермоловой, правда уже в начале 1930-х годов. В целом взгляд несколько сбивчивый, но тоже любопытный.

23 балла


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
407
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
426
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
365
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
451

Другие новости