0
3713
Газета Культура Интернет-версия

16.10.2014 00:01:00

Спектакль на малой сцене не считается

Тэги: театр, госзадание, москва


театр, госзадание, москва «Вечер с Достоевским», где играет только Константин Райкин, рискует стать неэффективным спектаклем. Фото с сайта www.goldenmask.ru

Было счастливое время, когда в сфере культуры только-только придумали, что бюджетное финансирование не может быть безусловным и станет ответом театрам, а также музеям, филармониям и отдельно взятым оркестрам на выполнение ими государственного задания, – было время, когда учреждения культуры сочиняли себе госзадания сами. 

Счастливая пора! Сколько захотели сыграть спектаклей, столько себе и записывали: хотели 300 – записывали 300, не хотели играть так много, записывали 180 спектаклей в год. Но лафа эта скоро кончилась, и госзадания стали, с поправкой на творческую индивидуальность, спускать сверху. Федеральные театры получают госзадания из Министерства культуры, городские, областные – из местных управлений культуры. Но ведь далеко не везде в управлениях культуры сидят специалисты, понимающие в «поправках на творческую индивидуальность». В Калужской области, например, не так давно уволили прежнего министра культуры, композитора, а в его кресло посадили молодого эффективного менеджера, до того занимавшегося исключительно вопросами ЖКХ. 

А поскольку главное направление сегодняшней культурной политики – повышение эффективности и дальнейшая оптимизация, то и совершенно естественно, что госзадания из года в год театрам, музеям и филармониям повышаются, требуя от тех, других и третьих увеличения посещаемости – на 15%, и примерно на столько же – числа проводимых мероприятий. Директор одного крупного федерального музея, располагающегося по нескольким адресам, несколько лет назад, например, получил госзадание, в котором ему в течение года предписывалось провести около 400 выставок. Для искушенного в музейном деле очевидно, что подготовка музейной выставки – дело не одного дня, а руководитель департамента культуры одного крупного российского региона мгновенно нашла выход: «Я как человек, понимающий, каким образом можно организовать производство внутри, думаю, что это все выполнимо. Вот, организовали в музее ИЗО выставку – на период ее действия у человека, который комплектовал выставку, никаких задач нет. Он может начать комплектовать новую». Из того же интервью – о путях повышения эффективности музейной работы: «Мы дали посыл всем учреждениям, что они могут обратиться в музей. Если школа решила отметить Год Пушкина, она может сделать запрос в музей, где подберут все, что можно показать по Пушкину, – картины, мебель, посуду той эпохи. Пусть на фоне этого музейного уголка проходят уроки в школе по Пушкину. Мы бы хотели, чтобы все учреждения культуры друг к другу повернулись лицом и искали формы взаимовыгодного сотрудничества. Тем самым мы повышаем образовательный уровень школьников, педагогов».

Но сейчас – не об этом речь.

Театры оказались готовы и премьер сыграть больше, и придумать новые формы общения со своей постоянной аудиторией и с потенциальными зрителями. Где-то – зрительские клубы пооткрывали, в других театрах – стали проводить экскурсии по закулисью. Но и власть не дремлет. Помнится, где-то прочитал я такую шутку: «Факты, конечно, упрямая вещь, – любил повторять следователь, – но и мы не лыком шиты!» Так вот, наши чиновники не лыком шиты. И потому в планах на следующий год спектакли малой сцены предлагается не учитывать. В других госзаданиях, докладывают с мест, спектакли на малой сцене предлагается включать в госзадание с коэффициентом 0,25. То есть четыре спектакля на малой сцене равняются одному на большой. На основной сцене – это такой, получается, полноценный спектакль, а на малой – что-то даже не половинчатое, а четвертинка, или, по-старому, – два мерзавчика (емкость с водкой объемом 0,125 мл).

Возьмем, к примеру, МХТ. Там на малой и на новой (еще меньше!) сценах идут спектакли «Пролетный гусь» по Астафьеву, «Господа Головлёвы», «Дыхание жизни» – с двумя выдающимися актрисами, Аллой Покровской и Натальей Теняковой, или еще один спектакль «на двоих» – «Предел любви» с Евгенией Добровольской и Андреем Кузичевым. Почему я специально выделил два последних названия – дело в том, что, к примеру, в Ханты-Мансийском округе театры уже получили сверху госзадания, где говорится, что спектаклем большой сцены считается только такой, в котором занято не менее 60% труппы, а малой – где меньше 60%, а сколько – не уточняется. Но вот интересно, можно ли спектакль «Копенгаген», идущий в МХТ, где на сцене – кот наплакал! – всего-то три актера: Олег Табаков, Борис Плотников и Ольга Барнет – назвать спектаклем большой сцены, в полном смысле слова, как его понимают чиновники?!

Или вот в Театре Наций, по-моему, один из лучших спектаклей прошлого сезона в Москве – «Жанна» с Ингеборге Дапкунайте и Андреем Фоминым? В лучшем случае – 0,25%. Сыграли четыре раза – глядишь, и за целый спектакль засчитают. 

Нонсенс. Для человека театра – нонсенс. Для чиновника – все понятно. Если есть труппа 40 или 50 человек, значит, все должны быть на сцене. Чем богаты, тем и рады. Что есть в печи, все на стол мечи… А в театре, любит повторять Юрий Соломин, считают по-другому. Иной актер прекрасен в небольших ролях и не в каждом спектакле может понадобиться, но без него театр обеднеет, спектакль – поблекнет. Есть понятие накопления, когда актер может не выходить на сцену в новых ролях сезон или два, но это вовсе не означает, что он этому конкретному театру не нужен. Таковы законы репертуарного театра, так он живет. В спектакле «Скамейка», который много лет шел во МХАТе у Татьяны Дорониной, на сцене – двое. И в спектакле «Старая актриса на роль жены Достоевского», в котором она по-прежнему играет, тоже участвуют только два актера. И что? Он хуже других, где на сцене – битком, а в зале, как шутил когда-то Райкин, три сестры, дядя Ваня, пожарный?.. Нет же. Но как это объяснить чиновникам, не на словах, хотя бы – на пальцах?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
451
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
497
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
296
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
199

Другие новости