0
3856
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2014 00:01:00

Бродский с виолончелью

Тэги: театр, современник, премьера, иосиф бродский


театр, современник, премьера, иосиф бродский Дымящаяся сигарета – привет от Бродского. Фото РИА Новости

Полтора часа без антракта – любой читавший поэму Иосифа Бродского «Посвящается Ялте» согласится, что для нее это много, вещь недлинная, сюжет – детективный, читается легко и быстро. Но автор спектакля, премьеру которого сыграли на Другой сцене «Современника», актер Артур Смольянинов решил, что поэма «заиграет», если к стиху добавить музыку, и пригласил в соавторы известного виолончелиста Бориса Андрианова. Так к поэме Иосифа Бродского «Посвящается Ялте» добавился Концерт для виолончели и фортепиано Альфреда Шнитке. Музыка звучит как бы в продолжение к только что сказанному, внутренним нервом «бытового рассказа». 

Артур Смольянинов – хороший актер, один из лучших в богатой и сегодня труппе «Современника». Борис Андрианов – хороший виолончелист, один из лучших сегодня, в России – уж точно. Что они оба и доказали, сойдясь вместе на Другой сцене «Современника» в спектакле по поэме Бродского «Посвящается Ялте». Идея, читаем в программке, принадлежит им обоим, постановщиком значится один – Смольянинов, в этом качестве он впервые дебютирует в «Современнике» таким вот музыкально-поэтическим представлением.  

Можно, наверное, сказать, что Бродский провоцирует на такие эксперименты: помнится, Михаил Козаков стихи Бродского читал под аккомпанемент саксофона, находя в стихах поэта склонность к джазовым трансформациям.  

А виолончелисты, наши, молодые, талантливые, судя по всему, не первый год уже присматриваются к возможности сделать что-то интересное на драматических подмостках – несколько лет назад Борислав Струлёв выступал в Театре на Таганке с Владом Маленко: Маленко читал свои басни, Струлёв играл на виолончели, как всегда, экстравагантный. Андрианов выходит на сцену в концертном костюме, садится сбоку, рядом стоит и рояль, за которым – Андрей Гугнин. Квадратная площадка для музыкантов находится на небольшом возвышении и освещается, когда в диалог вступает музыка.  

Они почти не пересекаются, не перебивают друг друга: то Смольянинов почитает, то Андрианов поиграет, как бы дополняя – договаривая и доигрывая друг за друга. На Другой сцене «Современника» места немного, тем не менее Смольянинов прибегает к помощи микрофона – чтобы слышно было, как чиркает спичка о спичечный коробок, чтобы и вдох, и выдох стали частью музыкальной партитуры спектакля. 

Наверное, актер мог бы сыграть в этой истории за всех, однако, как прежде в спектакле по «Гамлету», это сделал Евгений Миронов, Смольянинов неудобные для исполнения роли отдал актрисе-дублеру, чтобы не травестировать сюжет. Актер в итоге отвечает за показания, которые дают в этой приморской истории мужчины. Женский монолог и рассказ подростка исполняет актриса Евгения Брик. 

История у Бродского темная, и Смольянинов, следуя за Бродским лишь на время, когда что-то надо сказать, выходит в круг света, да и то редко целиком освещена вся его фигура. Лицо, туловище... Не всегда лицо – часто пол-лица. Темная история: кто убил, за что – непонятно. Сам убитый в финале проливает свет – не на историю убийства, нет, – это рассказ, если угодно, о релятивизме, пожалуй, более всего интересном поэту. Детективный сюжет, конкретный этот, темный и как бы недопроявленный, такую – затемненную – картинку предъявляет публике и режиссер. При этом герой Смольянинова – главный герой – советский франт, в Крыму такие встречались, может быть, даже чаще, чем в Москве. «Поехать к морю в несезон, помимо матерьяльных выгод, имеет тот еще резон, что это временный, но выход за скобки года...». За скобки года и за скобки советской власти – чуть-чуть. Но «Посвящается Ялте» – о другой власти: власти логики поступков, отношений, слов... Все относительно, убийство – случайно. Не случайно, что на той же сцене играют «Постороннего» Камю. Смольянинов выходит в шляпе, в плаще – в первом монологе, в зачине – в белом, светлом, потом – в черном.  

Первое, с чего начинает каждый свой монолог актер, – он закуривает. Курит много, закуривает каждый раз по-разному. Люди же не похожи друг на друга. Детективный сюжет, нервы сдают – разговор со следователем простым не получается; 70-е годы, которые вырастают из 60-х, растаявших в сигаретном тумане, оправдывает постоянное обращение героя с сигаретой, так что собеседник настоящий – следователь – каждый раз остается как бы за кадром, а в кадре герой Смольянинова ведет диалог с сигаретой, спорит с нею, с нею соглашается, она ему бывает непослушна, потом поддается вдруг, идет на поводу, навстречу, выручает в паузах. Много курил, как известно, и сам Бродский, дымящаяся сигарета – привет от него.  

Переходя от второго героя к третьему, четвертому, актер меняется не кардинально, а двумя-тремя штрихами изображая следующего персонажа, впрочем, самый первый «подозреваемый», «шахматист» как раз обозначен решительными, почти до неузнавания, переменами в облике актера – какая-то вязаная жилетка, огромные, в пол-лица, очки. С таким умением можно было и женщину, и подростка сыграть ему одному. Но в дальнейшем этим своим умением перевоплощаться почти до неузнаваемости актер уже не пользуется. Зачем, если и так все понятно – нет, он не Байрон, он – другой. 

Музыка Шнитке здесь – героиня (Смольянинов – герой). Игра актера – сдержанна, музыка – нервнее, насыщенней, можно сказать, многояруснее, чем речь, чем сам, в общем, несложный сюжет поэмы. Убийство раскрывается быстро, мотивы, случайность произошедшего волнует автора сильнее. Жизнь – случайнее, беспричиннее... Такой вот релятивизм. Такая музыка. Пока они существуют чуть-чуть отдельно друг от друга, слова и музыка, сталкиваясь и разбегаясь, хотя точки пересечения, очевидно, намечены, определены, и есть надежда, что они соединятся, будто медь и медь. «Их общий звук и есть стихотворенье».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
448
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
496
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
296
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
197

Другие новости