0
3101
Газета Культура Интернет-версия

25.11.2014 00:11:00

Он еще не ушел, но уже не вернётся

Тэги: театр.doc, спектакль, театр, толстой


Пьесу Ольги Погодиной-Кузминой «Толстого нет» уже не раз можно было услышать и даже увидеть – в «Боярских палатах» Союза театральных деятелей на Страстном, в Музее Льва Толстого на Пречистенке, где зрителей водили из зала в зал… В рамках проекта театра «Открытая история», затеянного драматургами Ольгой Михайловой и Еленой Исаевой, это были читки – актеры, казалось, уже знают свои роли, но в силу сложившейся традиции все сидели-ходили, держа в руках листки со своими ролями. Премьеру сыграли в подвале Театра.doc, актеры наконец оторвались от распечатанных ролей, надели костюмы, а в освободившиеся руки режиссер спектакля Марина Перелешина вложила спицы с вязаньем (художник – Светлана Литвинова). Мне даже думается, по итогам двух-трех спектаклей можно уже начать торговлю «выходящим» (по аналогии – с исходящим) реквизитом – носочками, шарфиками «от Толстого», которого и нет, но который присутствует ежесекундно – в разговорах, мыслях – как наиглавнейший внесценический персонаж.

Необходимо, впрочем, внести поправочку: от бумаги с текстами освободились актеры, но не зрители. В спектакле Марины Перелешиной сошлись сразу два проекта – «Открытой истории» и еще одна «инновационная идея» - активного театра: в афише, в программке указано, что режиссер – Марина Перелешина, а театральная идея – Гарольда Стрелкова. Режиссер, стоявший у истоков Центра драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, а недавно – возглавивший Тульский академический театр имени Льва Толстого, придумал такой вот поворот, ход, к которому по пути от завязки к развязки не раз прибегают актеры, у каждого из героев имеется момент, когда актер вдруг делает шаг в сторону и неожиданно (в самый первый раз неожиданно, а дальше – все более ожидаемо и долгожданно) от себя сообщает, что здесь ему трудно, дальше играть непросто, почти невозможно… Очень лично все складывается. И даже – как Милена Цховребова, которая играет Александру Львовну, - рассказывает короткую историю из детства и отношений со своей матерью-красавицей. И дальше следует предложение это продолжение, короткую сцену выйти и сыграть кому-то из зрителей. Зрители, надо отдать должное этой готовности сегодняшней публики, почти не тянут, не заставляют, чтобы их долго просили. Кто-то тянет руку, выходит, причем за Александру Львовну может выйти читать даже не зрительница, а зритель, а за Андрея Львовича (Андрей Давыдов) – наоборот, зрительница. Дальше складывается по-разному. Бывало уже, что зрители бодро отчитывали доверенные им реплики, случалось – что «сеанс психотерапии» превращался в настоящую пытку, это очень зависит каждый раз от той меры серьезности, с которой зритель включается в предлагаемую игру, простую лишь на первый взгляд.

Льва Толстого вообще очень часто вытаскивают на сцену, на экран. Хотя «Толстого нет», конечно, так и тянет сравнить с «Последними днями» Булгакова, где тоже все говорят о Пушкине, еще живом, но самого поэта лишь проносят «на полях» сюжета. Из более-менее свежего можно вспомнить британский фильм Майкла Хоффмана «Последнее воскресение», или появление Льва Толстого в исполнении Владимира Меньшова в комедии «О чем ещё говорят мужчины», или – недавно написанную пьесу «История одного преступления» Ольги Михайловой, где происходит эпистолярное сражение Толстого со Столыпиным. Или – пьесу «Миссис Лев» Сергея Коковкина, которая шла в «Школе современной пьесы» с Валентиной Талызиной в роли Софьи Андреевны и Львом Дуровым – Толстым… Хотя первый художественный фильм о Толстом был снят еще Протазановым через год после смерти писателя, но речь – не об этом, потому что спектакль, как, впрочем, и пьеса – и о Толстом, и просто – о семейных ценностях, о семье вообще. Оттого так вслушивается публика в слова дочери одной, сына другого, а главное – эта пьеса в итоге как-то удачно разложилась на «амплуа», без ущерба для полнокровных характеров родных и близких великого писателя земли русской. В известном смысле, пускай с натяжкой, можно даже сказать, что в этой истории разыгрывается комедия масок: есть врач (Александр Усердин), есть прислуга – горничная Катюша (Анна Перелешина) и прислуга ученая, секретарь Толстого Булгаков (Сергей Быстров), пусть и лишенная очевидных и необходимых в комедии масок комедийных нот, есть наконец хозяйка дома – Софья Андреевна (Ольга Лапшина), центр притяжения и отталкивания. Она – со всеобщим вязаньем в руках – домашняя, этакая курочка на насесте, и она же – страстная поборница своей правды, отличной от главной правды в этом доме – правды Толстого. Милая, родная, болеющая за НЕГО, и противостоящая ЕМУ. Как же всё сложно!

Лапшина – не единственная, кто поднимает затею и делает её театральным событием. Открытием спектакля становится Андрей Давыдов в роли Андрея Львовича, чья мощная фигура притягивает взгляд, и оттого – еще жальче его положение в доме, еще бессмысленней представляется и нынешняя, и предстоящая жизнь. Но Лапшина свою всегдашнюю полнокровность существования употребляет на пользу новому делу. Бесстрашно готовая окунуться в любой эксперимент, хоть с Мирзоевым, хоть с Могучим, не зная броду прыгнуть в любой театральный водоём, тут она – с этим своим всегдашним бесшабашием – оказывается очень кстати. Страстность – пожалуй, то самое качество, которым обладали в доме Толстых очень многие, очень много правд, каждую из которых её апологеты готовы были защищать до конца, сошлось в одном месте. И вот эту сложность жизни, правду сразу многих правд актёрам удаётся сыграть, сыграть самим и передать это ощущение зрителям в буквальном смысле – в виде выданных на «полсцены» ролей, возможность влезть в чужую шкуру. В чужую правду, как в свою.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
451
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
497
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
296
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
199

Другие новости