0
2941
Газета Культура Интернет-версия

18.12.2014 00:01:00

Теперь и у нас – сКЛЕЕнные фантазии

Тэги: пушкинский музей, выставка, пауль клее, швейцария, россия, дипотношения


275-8-3_tb.jpg
Одна из перчаточных кукол Клее.
Фото автора

О том, что Пауль Клее жил по принципу «ни дня без линии», рассказывают на примере полутора сотен работ, привезенных из бернского Центра Пауля Клее и Фонда Бейелера в Базеле, плюс – три рисунка из самого Пушкинского. В России Клее оценили и начали покупать еще в 1924 году.  

Рассудочность Клее вовсе не противоречила его импульсивности. В 1911-м он, назвавшись «еще и бюрократом», начал составлять подробные рукописные каталоги своих опусов, причем включил туда даже часть детских почеркушек, к тому же вел дневники, словом, всячески старался облегчить труд будущим исследователям – и при этом обмолвился как-то, что хотелось бы судить художника не по биографии, а по произведениям. Он мог с дотошностью анатома делать карандашные студии мышц руки или ноги, а мог выпускать на бумажный лист чудных (с обоими вариантами ударения) акробатов да канатоходцев, которые удерживают равновесие, кажется, только по прихоти устроившего весь этот балаган автора. Еще его зовут инфантильным художником – когда родился сын Феликс, Клее взял на себя его воспитание и домашние хлопоты, он мастерил для ребенка перчаточных кукол (тут есть их реплики). Для художника, кажется, были равны и «Пугало-призрак» с черепом и с крестом, нашитым то ли на цветочный ситчик, то ли на байку, и жутковатый «Коронованный поэт» в красной (это, надо полагать, пурпур) хламиде и с вздымающимся, как рога, лавровым венцом, и «Электрическое привидение», и «Клоун с большими ушами». Потому что клеевский «Автопортрет» здесь на равных с ними кукольных правах. 

Он изображал циркачей, маски, впавшую, похоже, в транс «Одержимую», у которой в глазницах проступает словно еще одна пара очей, позеленевшего, видно, от трудов и хандры «Молодого пролетария» с детским выражением лица – и он же, будучи теоретиком, преподавателем Баухауза, а потом Академии художеств в Дюссельдорфе, педантично составлял геометрические схемы движения, засушивал цветочки и клеил гербарии, потому что ему это тоже нужно было для объяснения развития и роста форм. Можно еще поспекулировать на сослагательном наклонении, сказав, что, вероятно, из Клее мог бы вырасти хороший музыкант – по крайней мере уже в 11 лет он играл на скрипке в оркестре на благотворительных концертах Бернского музыкального общества. Что выросло, то выросло. Он познакомился с Василием Кандинским, выставлялся с «Синим всадником». Становился успешным. А в 1933-м, с приходом к власти нацистов, его выкинули к чертям из академии, и из Германии художник вернулся в Швейцарию. Четыре года спустя его работы показали на выставке «Дегенеративное искусство» и стали изымать из немецких музеев.

У Клее все – то с чертовщинкой, то с червоточинкой, то с чрезмерностью эмоций, но – с легкой размеренностью ритма. С жуткой очеловеченностью детально выгравированный «Пожилой Феникс», напоминающий призрака из ночного кошмара, и цветные квадраты-«лоскуты» живописной клумбы: цвет у него, как часто бывает у художников после южных путешествий, зазвучал по-новому после поездки в Тунис в 1914-м, появился «прохладный романтизм» абстракции. Карандашный черно-белый, ритмичный «Концерт на ветке» (в нью-йоркском МоМА еще хранится цветная версия работы, уже с названием «Щебечущая машинка») с палочными, как на детских рисунках, остовами и какими-то рыбьими головами – и вдруг поздние вещи, упрощающиеся почти до наива, превращающиеся в линии и штрихи, как у Миро. Сколько идти от акварельной, не по-клеевски безмятежной (хотя 1933 год) «Девушки в саду» до цветной мастикой изображенного «После акта насилия» (1940) с черными, как клетка, аморфными контурами, заключающими в душные объятия зеленый, синий, желтый и бежевый?.. 

Образы у Клее часто становились фантасмагоричными, а сквозь фантасмагорию при колористической изощренности, изысканности, музыкальности (еще в 1910-м он писал, что «когда-нибудь…   должен быть способен предаться свободному фантазированию на цветной клавиатуре из ряда акварельных красок») зияет ужасное. Надломленность, надрывность и ирония рядом беспрестанно переходят друг в друга.

Древнее Nulla dies sine linea («Ни дня без строчки») художник в 1938 году перефразировал в дневнике на свой лад – «Ни дня без линии». Тогда он уже был серьезно болен, но вопреки, назло сковывавшей его склеродермии в последние годы работал очень много. Абсурду жизни противопоставляя абсолют абстракции.

Иногда кажется, что у него был не ход мысли, а скачки, траекторию которых невозможно предугадать. Но эта непредсказуемость завораживает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
417
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
372
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
436
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
330

Другие новости