0
31763
Газета Культура Интернет-версия

19.12.2014 16:39:00

Анастасия Вертинская. Красота не по-русски

Тэги: вертинская, юбилей, кино


вертинская, юбилей, кино

«Русская Вивьен Ли» - так прозвали когда-то иностранные критики Анастасию Вертинскую. И за внешность – вневременную и совсем «не советскую» красоту – и за талант, доставшийся в наследство от отца Александра Вертинского.

Он же привил дочерям – старшей Марианне и младшей Анастасии – любовь к музыке, пению, театру. Никогда не настаивал на том, чтобы дети пошли по его стопам, но был уверен, что без знания истории искусства и литературы нельзя вырасти достойным человеком. Как и без владения иностранными языками: пробывший много лет в эмиграции, Вертинский вернулся в Москву, когда Анастасии было всего три месяца, и с самого раннего возраста девочки учились говорить не только на родном русском. С иностранными языками Анастасия Вертинская хотела связать свою жизнь, после того, как ее не приняли в балетную школу. Но от судьбы не уйдешь – в 17 лет Вертинская попала на съемочную площадку фильма Александра Птушко «Алые паруса».

В романтической киносказке по повести Александра Грина девушка сыграла Ассоль, за которой на коробле с цветными парусами приплывает однажды капитан Грей. Пара Вертинская-Лановой покорила сердца зрителей – их называли самым красивым экранным дуэтом. Сама же актриса никогда не считала свой дебют удачным – скорее, счастливой случайностью, открывшей ей двери в желанную профессию. Сетовала и на оборотную сторону славы – режиссеры уверились во мнении, что юная красавица только и способна на роли сказочных красавиц. В том же 1961 году на экраны вышла картина Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского «Человек-амфибия», где Вертинская вновь сыграла романтичную жительницу прибрежной деревушки, без памяти влюбившуюся в юношу с жабрами. Несмотря на то, каким легким, воздушным выглядит образ на экране, на площадке пришлось потрудить – подводные тренировки требовали много сил и терпения и запомнились актрисе гораздо больше, чем все остального.

После двух фильмов, ставших хитами советского проката, Вертинской не давали прохода на улице. Трудно было и в театре: в 1962 году ее приняли в труппу Театра имени Пушкина, а учиться актерскому мастерству девушка начала лишь через год, в Щукинском училище. И в театр, и в институт она пришла уже звездой – приходилось справлять с повышенными вниманием к себе. Тем более, что сидеть в стороне или теряться в толпе будущая актриса не собиралась, наоборот, экспериментировала с амплуа и манерой игры, превращая каждый учебный этюд, каждый студенческий спекталь в событие.

Уже в 19 лет, еще будучи ученицей, Анастасия Вертинская сыграла чуть ли не главную роль своей жизни – Офелию в «Гамлете» Григория Козинцева. Фильм завоевал Приз жюри на Венецианском кинофестивале и сделал Вертинскую зведой мирового масштаба, однако в полной мере оживить красоту актрисы режиссеру не удалось – признавая захватывающие дух внешние данные, критики сходились во мнении, что на экране она остается холодной и безжизненной, нет в ее Офелии внутреннего переживания. Другие же, наоборот, видели в этом юношестком неумении раскрыть образ в полной мере достоинство, искренность, особенный – отчасти непроизвольный – трагизм.

Эту естественную гармонию, природную неторопливость, аристократизм отмечали на протяжении всей карьеры Вертинской. Такой была ее Лиза Болконская в «Войне и мире» Сергея Бондарчука – эпизодическая роль героини, которую принято считать не достойной особого внимания. А Вертинской, с ее в чем-то интуитивной игрой, внутренней свободой, удалось сделать образ сложнее, многограннее – заставить жалеть не только Андрея Болконского, но и зрителей о том, что ей отведено так мало.

За редкую аристократическую внешность актриса попала в картину Александра Зархи «Анна Каренина» - ее Кити хвалили критики, а зрители любили не меньше Карениной в исполнении Татьяны Самойловой – и на съемки фильма «Не горюй!» Георгия Данелии. Как нельзя кстати в последнем случае оказались корни актрисы, чья мама Лидия Вертинская, была по происхождению грузинкой.

В 70-х годах работа в театре стала занимать у Анастасии Вертинской больше времени – тем более в кино, при всей популярности и внешней привлекательности, не так просто было найти роль. Зачастую требовались совсем другие типажи, зато на сцене – сначала театра им. Вахтангова, потом «Современника» и МХАТа - Вертинская сыграла и Раневскую в «Вишневом саде», и Оливию в «Двенадцатой ночи», роли в «Тартюфе» и в «Буре» постановки Эфроса – в последней актрисе достались сразу две роли, Просперо и Ариэли. Упреков в том, что Вертинской не удается передать всю глубину шекспировских страстей от критиков более не слышно.

С еще одной ключевой для актрисы роль зрители смогли познакомиться лишь в 2011 году, хотя сыграна она была в 94-м. Тогда свою версию «Мастера и Маргариты» снял Юрий Кара, выбрав Вертинскую на главную женскую роль. Сама актриса называет эту работу одной из самых своих любимых, несомтря на то, что на съемках ей пришлось выполнять непростые трюки – в прямом смысле, летать над Москвой, привязанной к вертолету. Внешне почти идеально подходящая под авторское описание Маргариты, Вертинская осталась верна себе – сохраняла свою фирменную холодность, отстраненность, за что одни, как и прежде, упрекали, другие были заворожены неземной, чарующей, колдовской – а как иначе в случае с Маргаритой – красотой актрисы.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2362
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2144
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1638
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1481

Другие новости