0
2431
Газета Культура Интернет-версия

12.01.2015 00:01:00

(Не) знать, где собака зарыта

Тэги: современное искусство, выставка, алексей трегубов, юлия юсма


современное искусство, выставка, алексей трегубов, юлия юсма Мираклоскоп Саши Фроловой, того и гляди, опутает своими щупальцами. Фото со страницы Нового крыла Дома Гоголя в социальной сети Facebook

Вслед за оптической иллюзией американского психолога Джозефа Ястрова кураторы Алексей Трегубов и Юлия Юсма назвали свой кураторский экзерсис «То ли утка, то ли заяц». Экзерсис, потому что их выставка задает вопрос – о том, например, за художником или за зрителем остается право интерпретировать современное искусство – а ответ каждый ищет сам. Впрочем, вопрос не новый, и поскольку человечество, например, после бартовской «смерти автора», уже свыклось с тем, что каждый новый «потребитель» культурного продукта вправе придать ему свой смысл, теперь эту проблему ставит вновь, чтобы подчеркнуть демократичность contemporary art, открытого всем ветрам и трактовкам и не терпящего жестких рамок и навязанных суждений.

И правда, сегодня так модно говорить: ну разве искусство это все? Это все, такое непонятное. Да и носители подобных суждений частенько говорят, что, мол, и сами так смогут сделать. Убийственный аргумент в неприятии современного творчества… Хотя в теперешнем случае сразу стоит предупредить – сами работы могут и не вызвать восторга. И обозреватель «НГ» признается: творчество не всех художников (Женя Миронов, Иван Горшков, Саша Фролова, Протей Темен) тут мне интересно – но тем интереснее эксперимент. Поскольку дело в другом. 

Во-первых, само по себе смещение акцента с того, что показывают, на то, кто и как на это смотрит, – хотя и не ново (Московский музей современного искусства в 2013-м прошлый свой вариант аранжировки собрания под вывеской «Сны для тех, кто бодрствует» «заточил» именно под зрительское восприятие), но все еще нетривиально. И доходит это до того, что сам посетитель садится «за парту» и по довольно абстрактной указке-инструкции Протея Темена, транслирующейся на экране в виде черно-белых беглых рисунков, начинает черкать фломастером по бумаге что-то свое. А художник через свои работы словно проверяет, как «слово» его отзовется.

Во-вторых, театральный художник Алексей Трегубов и Юлия Юсма довольно смело обошлись с пространством, ловко перешагивая через стереотипы. Ну, вот сделали выставку за закрытыми – в прямом смысле слова – дверями: пять комнат, через которые, открывая и закрывая те самые двери, идешь, как по какому-то ведомственному учреждению. Но внутри не скучный канцелярский порядок, а неожиданная игра: будто в небольшой чемодан тщатся впихнуть огромную вещь, в маленькие коморки втискивают и фарс, и «Мираклоскоп». «Фарс» (по ремарке художника Ивана Горшкова) – инсталляция «Сплетня о волосатом сапоге» с весьма условными картинами-декорациями на стенах и с «фирменными» горшковскими железными персонажами на подиуме-сцене. Персонажи, которых не назовешь фигурами, – тут художник включает принцип «Показалось»: вот напомнило кого-то, ан нет, привиделось. Дальше – снова необычное в принципе, но обычное для теперешнего показа действие: открываешь дверь и закрываешь за собой дверь, почти упираясь в надувные щупальца прибора для измерения чудесности, «Мираклоскопа» Саши Фроловой. И у Горшкова, и у Фроловой – огромные инсталляции, пытаясь сфотографировать которые пятишься в угол, и все равно они не влезают, они сами, как воронка, хотят заключить в свои границы пришедшего. Да и вся выставочная сценография строится на такой вот дуалистичности привычного-непривычного, похожего или только привидевшегося. В качестве пролога оказались не лишенные простенькой красивости монохромные снимки Жени Миронова из серии «Построение метафор»: диптихи, по принципу пресловутого подобия объединяющие то пятнистых коров с пятнистой же от тающего снега землей, то рябь воды с «волнистым» шифером, то – чтоб не теряли бдительности – лес и поленница, дающие на сей раз несрежиссированное сочетание-картинку. 

И заводит в итоге эта история вас в новый тупик, где в черной-черной комнате… тот или те самые… из названия. От реалистической картинки фантазия кураторов со товарищи разыгрывается до абсурдного, но не лишенного юмора видения. Искусство должно быть искусно сотворенным и понятным каждому пролетарию?.. Тут стоят на том, что оно может быть по-разному сотворенным, вообще ни на что не похожим, но не кризисом безобразия, а возможностью увидеть в нем свое. Свое – про давнишние истины. Про то, что всякое творчество можно пытаться раскрыть, как дверь. Главное, самим не оставаться закрытой дверью, не желающей увидеть и показать новое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
427
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
453
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
386
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
472

Другие новости