0
11233
Газета Культура Интернет-версия

26.01.2015 00:01:00

"Двое на качелях" в театре "Современник"

Тэги: театр, современник, галина волчек, премьера, чулпан хаматова, кирилл сафонов


театр, современник, галина волчек, премьера, чулпан хаматова, кирилл сафонов Игривая Чулпан Хаматова. Фото Сергея Петрова со страницы театра «Современник» в социальной сети Facebook

Галина Волчек не в первый раз доверяется своему чувству современности и возвращается к тому, что однажды уже принесло славу и ей, и актерам, и театру, которым она руководит с 1972 года. Пьесу «Двое на качелях» она впервые поставила в 1962 году. Это была ее первая самостоятельная режиссерская работа. Пережив не одну смену актеров и около 30 лет проката, спектакль был снят, а теперь вернулся на сцену с Чулпан Хаматовой и Кириллом Сафоновым в главных ролях. 

Волчек – из тех, кто любит «возвращаться к былым возлюбленным», во всяком случае – к пьесам, которые когда-то ее сильно задели, были поставлены и имели успех. Это случается с режиссерами, причем речь в данном случае не о привычке одно и то же название «штамповать» десятки раз на разных сценах России и за рубежом, а о возвращении к любимой истории с новыми мыслями, новым опытом, а не только с новыми актерами. Хотя новые актеры очень часто как раз и диктуют новое решение. 

«Двое на качелях» и сегодня называют среди лучших спектаклей Волчек. Прославившие ее «Обыкновенная история», тем более – «На дне» вышли позже. А «Двое на качелях» стали одной из легендарных постановок раннего «Современника», вернее даже не раннего уже, поскольку зрелость и тем более признание пришли к ним рано. Премьера пьесы тогда чрезвычайно популярного в СССР американского драматурга Уильяма Гибсона позволяет несколько пересмотреть наши представления о железном занавесе: сейчас мы воображаем, что мир стал проницаемее и мы раньше, чем «когда-то тогда», узнаем, что происходит в разных концах света – в том числе в литературе, в театре… Пьеса Гибсона вышла в США в 1958 году, тогда же была поставлена и получила номинацию на премию «Тони», а через четыре года уже вышла премьера в Москве. Пьесы ныне популярного Марка Равенхилла шли на наши сцены дольше. 

Трубчатая конструкция художника Павла Каплевича напоминает внешний периметр Центра Помпиду, цветные фонарики неизменно в нашем сознании ассоциируются со сверкающими рекламами Нью-Йорка. Две квартиры никак не отгорожены друг от друга, свет освещает левую половину – мы в квартире Гитель (Чулпан Хаматова), правую – действие происходит в комнатке Джерри (Кирилл Сафонов). 

Для Сафонова это дебют на сцене «Современника», хотя к 40 годам он успел поиграть и у Гончарова в Театре Маяковского, и в спектаклях Владимира Мирзоева в Театре Станиславского, и в Израиле, в театре «Гешер», но Волчек – не из тех, кого тяготит прошлое актеров, которых она приглашает в свой дом. 

Волчек умеет зажигать новые звезды, открывать актеров, но на премьере интереснее, зажигательнее, содержательнее была все-таки она, Чулпан Хаматова. Может быть, Сафонов и впрямь великолепно поет, пишет хорошие стихи, замечательно фотографирует и рисует, о чем много информации в Интернете, но заразительности в его игре, так необходимого этой роли мужского начала, того, что покойный Виталий Вульф многозначительно называл «неотразимым мужским магнетизмом», в его игре не было. На премьере не было. И еще одно обстоятельство «против» – в нем нет загадки, которую было бы интересно разгадать, которая бы держала в напряжении на протяжении трех часов, что идет спектакль. В пьесе Гибсона, думается, интересней была бы слабость сильного мужчины, а в исполнении Сафонова выходит слабость слабого, мечущегося между бывшей женой и нынешней выручающей его связью. 

Первый выход – его, первые слова в спектакле – ее. Он набирает ее номер, звенит телефонный звонок, она хватает трубку: «Алё!» 

Волчек – из тех, кто верит в какую-то трансцедентальную и чувственную природу театра, а также в то еще, вероятно, что сегодняшней жизни сильные чувства очень нужны, и если чувства спят в человеке, театр в силах их разбудить. Пьеса Гибсона как будто для этого подходит, хотя во многом она отражает состояние развития американской психоаналитики конца 50-х годов. Про театр наверняка не скажу, но психоаналитика за прошедшие годы точно продвинулась вперед. 

Пьеса Гибсона строится на эмоциональных кривых, и – недаром она имела успех на Бродвее – автор отдает должное эффектным фразам, часто вызывавшим смех премьерной публики. 

– Вы с ним переспали? – с допросом подступает он к Гитель.

– Он, может быть, со мной – да, а я с ним – точно нет. 

Такой узнаваемый американский юмор. Послевоенный джаз конца 1940-х – 50-х годов сопровождает диалоги героев и очень точно отвечает переменам их настроений и интонаций. 

Но Волчек – профессионал, она выигрывает при любых обстоятельствах, вопреки, так сказать, всему. Она расставляет по спектаклю такое количество колков и вешек, которые не позволяют отключиться от запущенного ею электрического тока. Вот он уходит в душ, бросив на кровать шляпу. Она осторожно приближается к ней, принюхивается, как собака или кошка. 

Помните фильм «Запах женщины»? А тут запах мужчины освобождает ее от прежних строгих правил и приносит с собой оправдание  легкомысленному решению пойти на сближение: «День рождения! Что же поделаешь!» Обоняние в спектакле Волчек становится чуть ли не главным двигателем всех любовных движений.

Волчек умеет ставить запоминающиеся и эффектные, сильные финалы. В пьесе «Двое на качелях» финальная сцена – последний телефонный разговор героев, который Гитель долго ведет, сидя к публике спиной, играя одним голосом. Когда поворачивается – слезы стоят в глазах... Чувства, конечно, очень важны – и смех, и слезы, без них – никуда. Права Волчек.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
691
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
811
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
411
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
284

Другие новости