0
2409
Газета Культура Интернет-версия

05.02.2015 00:01:00

«Фабрика» разменяла первый десяток лет выставкой, где музыка переведена на язык изобразительного творчества

Тэги: нотация, хачатуров, фабрика, филиппова


нотация, хачатуров, фабрика, филиппова Одну «ноту» голодные зрители уже съели. Фото автора

«Нотацию» показывают под кураторским руководством арт-критика Сергея Хачатурова и директора центра творческих индустрий «Фабрика» Аси Филипповой. И речь идет не только о музыке, хотя визуализация музыкальных переживаний остается главным лейтмотивом, – нотацию тут понимают еще и как шахматную, и просто как наставление. Показ получился энергичным и ироничным, ну а уж вышел ли он каноном или феллиниевской «Репетицией оркестра», зависит от того, во что вслушиваться.

Вместо увертюры в центре зала Оливье – столы и столики со всяким барахлом. На главном круглом – шахматного окраса скатерть, поверх нее расставлены черные и белые бытовые безделицы. Так тут зовут за круглый стол и предлагают партию сыграть?.. На этих столах неподалеку примостились статуэтка Будды, шоколадный фонтан для фондю с ценником «49 р.», опрокинутая на бок черная голова манекена (поверженная королева?) и здоровенный то ли король, то ли ферзь из ершика. Желая Bon Appetit (название инсталляции), Ян Тамкович вспоминает дюшановскую цитату и приговаривает, что «вкус для художника значения не имеет». Так что в черно-белую урну упала сложенная «рупором» Соната № 5 новатора в цветомузыке Скрябина. Так что висящий тут фотонатюрморт пышностью формы отправляет к фламандской традиции, а содержанием – зеленым сыром, например, – если не к сегодняшнему дню, так к недавнему прошлому. Вокруг всего этого разворачивается «Нотация», хор художников, где у каждого своя партия, и время от времени они вступают в диалог.

Сергей Хачатуров – а тут именно он и первая кураторская скрипка, и дирижер – собрал столько разных высказываний и размышлений, что, пожалуй, хватило бы не на один показ. Ему, однако, понадобилось сказать «tutti» и создать нотацию насыщенную, из которой можно извлечь и одно, и другое, и третье. И минимализм «Музыки для кусочков дерева» Стива Райха, переведенный в графическую схему и видео с перемещающимися в коробке – в такт музыке – цветными детскими кубиками у Наталии Зинцовой. И вступающие с зинцовским видео в беседу-перестукивание метрономы с видео Сергея Шутова «Сапсан-Ласточка». Отбивающие ритм кто скорее, кто медленнее, они вам и про стук колес скажут, и о почтении футуристов, дадаистов и сюрреалистов к метроному в частности и к запечатлению звука и скорости вообще. По принципу «от противного» с этим сочетается инсталляция Яши Веткина «На полке»: тишина неполучившего слова, положенного на полку фильма, – и «шепчущий» звук мотающего пленку кинопроектора.

Столы Тамковича – это рондо: к ним все время возвращаешься, они во многом задают интонацию выставки, и вокруг них — свои темы-главки, сменяющие друг друга порой в синкопированном ритме. Вот вам «Калинка» замечательного концептуалиста Вадима Захарова, «скачущая» апельсинами по нотному стану колючей проволоки. Любопытство к современному искусству проявилось у публики тут, увы, в духе расхожего анекдота: «Любите ли вы апельсины?» – «Есть – да…» Уже в первые дни работы выставки, как написал в Facebook Хачатуров, от одного фрукта осталась лишь шкурка…

А вот, тасуя разновременные пласты культуры и объединяя разные поколения современных художников, Хачатуров ныряет в прошлое и адресует к «Птичьему концерту» Снейдерса, сегодня переиначивая мотив в одноименных рисунках Егора Кошелева. Мудрая сова-дирижер, пюпитр с нотацией, сфотографированной с оригинала куратором (причем тот обратился к специалисту по музыке барокко из Московской консерватории Ларисе Кириллиной за разъяснениями: выяснилось, что по форме это канон) и увеличенной тут художником. И – хор птахов-олухов, поющих каждый свое. Отсюда еще один прыжок, через динамичную рисованную линию приводящий в итоге к «Портретам нот. Каприччио в духе Кукрыниксов» – динамичным шаржам Дмитрия Рязанова.

Одни работы рифмуются, образуя эпизоды-главки выставки, другие, кажется, выпадают из этого движения – или слуха недостает, чтобы понять общее как развитие, где каждый элемент работает на целое… По композиции, честно говоря, прошлый проект Сергея Хачатурова на «Фабрике» – Et in Arcadia ego – казался стройнее. Но, может, куратор – с его желанием откликнуться современностью на классику, с его интересом к музыке да даже с его коллекционированием изображений сов – и хотел сплести все это в жанре каприччио? Добавив к тому изящный и притом страстный кураторский манифест с наказом: «Чтоб творили как по нотам!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
351
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
998
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1169
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1808

Другие новости