0
1977
Газета Культура Интернет-версия

12.03.2015 00:01:00

История государства Российского в инсталляциях с двуглавыми пернатыми

Тэги: соцарт, концептуализм, андрей филиппов


«Тайная вечеря» соц-артовского толка.	Фото автора
«Тайная вечеря» соц-артовского толка. Фото автора

Открывшаяся в фонде культуры «Екатерина» ретроспектива Андрея Филиппова сегодня важна не столько даже данной классику возможностью прозвучать «вовсю» с работами, где преследующий художника образ орла впервые выпорхнул еще в конце 1980-х, а тем, что словосочетание «актуальное искусство» схлестнулось здесь с реальностью по-своему прекрасно – драматургически продуманно и целостно. Но так, что стало еще страшнее.

Когда в 988-м князь Владимир крестил Русь, вдохновившись христианством и Византийской империей, далеко было до того, как в начале XVI века старец Филофей сформулировал концепцию «Москва – Третий Рим», подчеркивая преемственность империй. А в ту пору еще нельзя было догадаться о советских трансформациях имперского начала. Выпускник Школы-студии МХАТ Андрей Филиппов с куратором Еленой Куприной-Ляхович превратил свои работы, сделанные за последние четверть века, в тотальную инсталляцию о развитии империи Российской. В названии «Департамент орлов» отталкиваясь от проекта бельгийского концептуалиста Марселя Бротарса «Отдел орлов Музея современного искусства» 1968 года. Филипповский «департамент» звучит еще и канцеляризмом, эдакой переиначенной уже на сегодняшний лад имперской составной. И выставка, в декорациях которой посетитель ощущает себя зрителем довольно страшной, если бы не ирония, исторической пьесы, и правда, в какой-то момент начинает походить на ведомственное учреждение с разными отделами-комнатами, наводненными орлами, ласточкиными хвостами как символом военной мощи, серпами и молотами и, наконец, черепами.

Но стартует все с плана храма Софии Константинопольской, над которым кружат диски с гексаграммами, означающими, по словам организаторов, «вечное движение расцвет–упадок». На этом фундаменте и поросли новые имперские мифы. В комнате по соседству уже расположилась «Тайная вечеря» соц-артовского толка: красный цвет сукна задает тон, стол сервирован серпами и молотами, а нависает надо всем этим лозунг – парафраз одновременно и Urbi et orbi («Городу и миру», где город – Рим) и «Миру – мир», тут «Риму – Рим». Запуская публику в «Департамент орлов», Филиппов дал его комнатам такие «говорящие фамилии» – расхожие названия вроде «Линия обороны», «Семь смертных грехов», «Ночь перед Рождеством», «Над пропастью во ржи», «Система сдержек и противовесов».

Впрочем, любое толкование и всякая привязка выступают здесь комментарием на полях, возможно, принадлежащим больше зрителю, чем выставке. Поскольку, превращая узнаваемые символы вроде орлов, черепов, русской печи или пасмурного пейзажа в метафоры, художник все-таки оставляет публику на перепутье смыслов в хорошем смысле слова – это не мешает довольно слаженно выстроенной драматургии выставки. Структура «Департамента орлов» сталкивает символы и смыслы в разных комбинациях, получая дополнительные оттенки. Вы можете раскручивать интерпретацию во многих направлениях, и целое от этого не развалится. У концептуалистов оно выкристаллизовывается в смысловых зазорах, что получаются от хлесткого соединения известных символов и клише.

Любая империя – система сдержек и противовесов: цивилизация, культура, духовность и военная агрессия. «Департамент…» тянется от комнаты вояки с красной ковровой дорожкой, со столом, на котором среди всего-всего лежат автомат и карта Крымского полуострова, придавленная пресс-папье из черепа, «инкрустированного» компасом, а освещает это хорос, в котором свечи в виде орлов; через «Линию обороны», комнату с крепостными стенами (оборона ведь бывает и обратной стороной агрессии), на одной из которых красуется возвещающее победу граффити Nika – к «Семи смертным грехам» в виде стройно составленных гильотин. Тут же – черепа радужных цветов, гномон в виде половины орла и на фоне огромного полотна, по которому пикселями-орлами выведено «Воздушная тревога». Все выставочное действо нагнетается до «Ночи перед Рождеством» – не гоголевской, конечно. Просто уют жизни у печки, на которой греется чайник, возле которой сушатся валенки, обеспечивается топкой – войной (она тут, в печи, на мониторе), а сгоревшее превращается в писаную по холсту известным газетным шрифтом «Известь». Потом – Апокалипсис, но четыре всадника тут почти парадоксально означают четыре знамени, названные «Катехон». Случился конец света или шаткое равновесие пытаются удержать, не так уж важно, разогретая атмосфера остывает в топкой хляби среднерусского серого зимнего пейзажика с мостками («Над пропастью во ржи» – снова не то, о чем можно было подумать). Куда? Да в никуда.

Притом Филиппов не отступает от художественной условности и, строя свои декорации, чувствуя, если вдруг патетический тон нарастает, ловко его сбавляет – то тем самым граффити с именем богини победы Ники, то домашним скарбом у огня, но больше даже многослойностью работ, в которых усмешка и горечь, общеизвестное и прорвавшееся сквозь него новое, злободневное сейчас значение сосуществуют. Такая «Система сдержек и противовесов» в его методе. А на выставке так зовется инсталляция с подвешенными на нитях имперскими птахами, которые бросают тени на морской пейзаж из двух скрепленных амбарными замками холстов. Границы на замке или пространство, схваченное пресловутыми скрепами?..

«Департамент…» заводит далеко. И оставляет перспективу того, как далеко могут завести имперские амбиции любого толка. Когда слова «Мир тесен», орликами выведенные на картине в той самой комнате с русской печью, которая беспрестанно подогревается огнем военных действий – в печи экран, на экране Сталин и Гитлер – в очередной раз наливаются новым смыслом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
284
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
924
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1081
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1675

Другие новости