0
1974
Газета Культура Интернет-версия

16.03.2015 00:01:00

Размах нормы

Тэги: театр, современник, премьера


театр, современник, премьера Шамиль Хаматов в роли Кристофера. Фото Сергея Петрова предоставлено пресс-службой театра «Современник»

Жанр нового спектакля на Другой сцене театра «Современник» можно определить как детектив, имея в виду, что в самом начале происходит убийство и на протяжении долгого времени потом пытаются найти убийцу собаки. Но основной интерес сосредоточен все-таки не в перипетиях сюжета, а в тонкостях игры. И событием этот спектакль становится прежде всего благодаря Шамилю Хаматову, который играет главного героя. 

В «Современнике» – большая труппа, о богатстве которой в иных случаях, наверное, публика так и не узнает всех подробностей. А в иных – узнаёт и имеет возможность порадоваться его золотому запасу, тем богатствам, которые эта труппа не то что скрывает, нет, правильнее сказать, копит и хранит.

Волчек умеет «вынашивать» и режиссеров, и актеров, хотя временами можно вообразить, что собирает впрок. Шамиль Хаматов, казалось, был принят в труппу «за компанию» с выдающейся сестрой, Чулпан Хаматовой. Играл небольшие роли, потом – побольше, был одним из тех, на кого поставили второй вариант «Мурлин Мурло» Николая Коляды, а не так давно сыграл одну из главных ролей в «ГенАциде». Но биографии эти роли все-таки не сделали. В итоге от прихода в труппу «Современника» сразу после окончания курса Алексея Бородина в ГИТИСе до нынешней роли прошло 10 лет, ровно. Другое дело, этот путь не был бессмысленным. А главная роль в спектакле «Загадочное ночное убийство собаки» стала событием.

Примерно так же может быть описана и биография режиссера спектакля Егора Перегудова, которого Волчек выделила среди других и взяла под свое крыло. Спектакль «Время женщин» по роману Елены Чижовой у него получился, а «Горячее сердце» большой удачей не стал… Но Волчек, видя в его поисках серьезность намерений и веря в его талант, готова ждать и давать ему одну попытку за другой. Кажется, из всех возможностей, предлагаемых театром, больше всего Волчек нравится быть повивальной бабкой чужих театральных побед. 

Пора уже сказать наконец и о спектакле, в котором есть главный герой, а все остальное – его окружение, и само повествование, можно заключить, дается не только словами, но и глазами подростка, которого сами родители и окружающие считают не совсем нормальным. 

Но тут надо сказать вот о чем. Ненормальные люди в искусстве в принципе не очень интересны. Интересны границы нормы, часто очень широкие и уж точно – подвижные. Главное открытие, которое делают режиссер и актер, как раз и заключается в этой самой подвижности, не закрепленности раз и навсегда незыблемой нормы. Кто убил собаку – ответ на этот вопрос довольно скоро теряет и важность, и вообще смысл. А вот поступки, логика поведения 15-летнего Кристофера, которого играет Шамиль Хаматов, – интерес к этому возникает в первые же секунды спектакля и не проходит до самой развязки. 

Убитая собака и живой, испуганный этой смертью мальчик – первые и сильные впечатления начала спектакля. Проход мальчика – боком, по стеночке – приковывает к нему взгляды. Конечно, в рисунке его роли технические вопросы и задачи – очень важные, но остается, так сказать, и содержательная сторона, та правда, вне которой этот герой существовать не может, вне правды он погибнет, как рыба, вынутая из воды, или птица, лишенная крыльев. Животное и человеческое в его поведении крепко-накрепко связаны, впрочем, как и в каждом из нас, просто мы об этом редко задумываемся.

В этом спектакле очень важны бесшумные и мгновенные смены декорации, так что удача этого спектакля во многом зависит еще и от слаженной работы монтировочной службы. Это тоже важно, об этом нельзя не сказать. 

Но главное, конечно, заключено в актере, в его глазах, пластике,  нескоординированных движениях пальцев, то замирающих, то вновь начинающих жить, кажется, отдельно от слов и самого тела. 

В этом спектакле – много героев, причем каждый актер играет еще и не по одной роли. У мальчика есть отец (Сергей Гирин), есть мать (Нелли Уварова), учительница, с которой он откровенен (Елена Плаксина), впрочем, как уже было сказано, на неоткровенные отношения этот ребенок вообще не способен… Перегудов – из тех режиссеров, которые умеют выстраивать свои спектакли на крупных планах и выводить на первый план кого-то одного, кто ему среди других героев важнее. Так во «Времени женщин» это были крупные планы героини Алены Бабенко, а здесь – это история одного, не то что главного, а единственного героя. Только его жизнь дана в подробностях, все остальные здесь – вообще. И еще это очень физиологичная история, в которой в какой-то момент неспособность героя дышать, когда он набивает себе рот письмами матери, передается зрителям как страшное и смертельное ощущение удушья. Но отец и в его лице спасение приходит вовремя, он вытаскивает изо рта Кристофера письма, и мальчик наконец получает возможность отдышаться. Воздух – это то, что дает этот спектакль.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
844
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
797
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
908
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
796