0
3397
Газета Культура Интернет-версия

02.04.2015 00:01:00

Сделали нам красиво

Тэги: пушкинский музей, выставка, михай мункачи


пушкинский музей, выставка, михай мункачи Натюрморт – жанр для классика обязательный. Фото автора

В ГМИИ есть и свой Мункачи, но ретроспективно его, ставшего в конце 1880-х самым дорогим европейским художником, показывают у нас впервые. Картины привезли из Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха и дополнили полотнами современников от Милле, Коро и Ренуара до Репина и Коровина из Пушкинского и Третьяковки, назвав выставку «Вокруг Мункачи». Художнику это на пользу не пошло, зато разнообразило экспозицию.

Легкость мысли у нынешней выставки необыкновенная. Яркие краски, гармоничные композиции – и чувство уюта, как на картинке из модного журнала. За 56 лет жизни Мункачи (1844–1900) создал больше 600 работ. Поколесил по Европе, поучился в разных академиях художеств, в 25 лет показал на парижском Салоне «Камеру смертника» (это, увы, одна из тех программных вещей, на которые взглянуть живьем хотелось бы, да не привезли), снискав сравнение и с реализмом Курбе, и с русским реализмом. Его одобряли Илья Репин и критик Владимир Стасов. В общем, Михай Либ, родившийся в семье сельского чиновника в городе Мункаче (сегодня это Мукачево Закарпатской области в Украине), ребенком осиротевший, учившийся сперва на плотника и бравший уроки у бродячего художника, со временем в Париже подружился с влиятельными покровителями, в Вене получил дворянскую грамоту от императора Франца Иосифа I – словом, добрался до верхушки карьерной лестницы.

Мункачи не был революционером, он добросовестно шагал в ногу со временем. «Фланировал» от одного направления живописи к другому. То он писал крестьянскую жизнь, и, подойдя к картине с сидящей на траве понурой девушкой, мы с коллегой в один голос говорим: «Аленушка!» У Мункачи это «Женщина, несущая хворост», но до смешного созвучная написанному чуть позже васнецовскому хиту задумчивым выражением  на челе. То Мункачи, вдохновившийся Барбизоном и работавшим там Камилем Коро, увлекся пронизанными воздухом пейзажами. То его потянуло на игры со светом и с цветом, в сторону импрессионистов. А когда стал маститым, начал писать салонные вещи (любопытно, что к такой живописи он пришел после того, как умер его покровитель барон де Марш, и художник благоразумно женился на вдове коллекционера). Самый красочный, красноречивый зал салонной живописи тут и выделен красным – буквально цветом стен. На них – «День рождения отца», «Составление букета», «Похитительница конфет»: радужная палитра, величественные интерьеры с коврами-шкафами, молодая женщина, ставящая в вазу цветы, белокурая девочка, куда-то тянущаяся и половиной тельца уже оказавшаяся на столе… Герои и позы кочуют с картины на картину. Как готовый на все ответ. А для цветочных букетов, чтобы подчеркнуть пышную нежность, у него, например, имеется такой «брызгающий», деланно небрежный почерк.

Проходя мимо тех салонных сцен, ловишь себя на дурацком «ой». С той интонацией, будто видишь что-то такое, чего не должна бы. Картины, которые вроде сами по себе, но каждой «клеткой» стремятся нравиться. Больше эмоциональных оттенков в «Мильтоне, диктующем дочерям «Потерянный рай», хотя композиционно что эта картина, что салонные сценки похожи. И если бы до Москвы доехали и мункачиевские «Голгофа» и «Христос перед Пилатом» (проданные, кстати, в 1880-х за 160 и 175 тыс. долл. и сделавшие его самым дорогим в Старом Свете художником), они бы хоть тематически разбавили интерьерные сценки. Но вообще, лучшее у Мункачи – пейзажи, а там – «Пыльная дорога», написанная по-эскизному непосредственно и даже напоминающая Тёрнера…

Решение поставить Мункачи в контекст живописи конца XIX века его как будто стремится оправдать: мол, такие жанры и стили были в моде (тут, например, показывают салонного живописца Константина Маковского). С другой стороны, это окружение порой венгра обыгрывает. И живо прописанные Репиным портреты, и завораживающая сероватая дымка пейзажей Коро. Даже Павел Сведомский, единственный в России ученик Мункачи, с абсолютно китчевой по сегодняшним меркам мастерской античных масок, напоминающих ужасные гримасы живых лиц, повеселее. Впрочем, приторные вещи вроде ядреных, как леденцы на палочках, флоксов Крамского – такого хватало и вокруг Мункачи.

Оказывается, его терзали сомнения, действительно ли он талантлив, – об этом сообщает чрезвычайно прочувствованно написанная экспликация. Но салонное искусство не обязано быть талантливым, достаточно добротности. Красивости, причем не той красоты, что уже в XX веке появится в необычных энергичных ракурсах у соотечественника Михая Мункачи – фотографа Мартина Мункачи, а предсказуемой красивости, этого достаточно. Как в чеховском «Пава, изобрази!». С этим-то художник справлялся вполне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1939
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1244
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1519
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
948

Другие новости