0
3032
Газета Культура Интернет-версия

05.04.2015 16:37:00

Рождение Эрдмана из духа Чехова

Тэги: эрдман, самоубийца, театр, женовач, чехов, платонов


эрдман, самоубийца, театр, женовач, чехов, платонов Фото сайта Студии театрального искусства

«Самоубийца» Николая Эрдмана – пьеса равно всеми почитаемая гениальной и очень смешной, но также единодушно считается, что удачных спектаклей по ней до сих пор не было, а саму судьбу пьесу следует признать несчастливой. Её хотели поставить и даже начинали, и даже доводили до премьерных показов многие выдающиеся режиссеры, начиная со Станиславского и Мейерхольда, но каждый раз следовал запрет, причем решение принимали лично Сталин и Каганович, на таком высоком уровне. Даже попытка Плучека поставить «Самоубийцу» в 1982-м окончилась запретом, а вышедшие в годы Перестройки спектакли в Театре Сатиры и на Таганке, к сожалению, не стали ни театральными, ни даже общественными событиями.

Так что премьеру в Студии театрального искусства вполне можно назвать если не первой, то во всяком случае одной из первых удач в истории «Самоубийцы» на российской театральной сцене.

Приходя на «Самоубийцу» в театр, зрители и критики часто с сожалением отмечали скромность комедийных эффектов. Вроде бы должно быть смешно, а не смешно, иногда даже приходилось встречаться с мыслью, что время пьесы прошло, ее сатирический и комедийный потенциал так и остался в далеком советском прошлом, где люди жили в коммунальных квартирах, жили и страдали. Однако ж сам Эрдман не стал называть пьесу «комедией», оставляя публику в неведении относительно жанра своих драматических сочинений: у него и «Самоубийца», и «Мандат» зовутся просто «пьесами», одна – в трех, другая – в пяти действиях.

Кстати, Михаил Вольпин, один из постоянных соавторов Эрдмана, находил сходство «Самоубийцы» с гоголевским «Ревизором». В спектакле Сергея Женовача очевиднее рождение «Самоубийцы» Эрдмана из духа Чехова, режиссер не то, чтобы педалирует, но и не проходит мимо чеховских реплик, - узнав, например, что Подсекальникову недостает для счастья трубы, сосед Калабушкин ободряет его: «Это общая участь… Надо жить». Выходит, кстати, прямо-таки гремучая смесь, свидетельствующая между прочим о преемственности в литературно-театральных исканиях Студии театрального искусства, - в репликах Эрдмана слышны мотивы и даже цитаты из Чехова, но также – музыка новояза, подобного тому, что изобрел Андрей Платонов. Другой порядок слов, новые формулы, и только жизнь по-прежнему движется от рождения к смерти. И новому человеку все равно предстоит умереть.

Студия театрального искусства – театр молодой, хотя уже со своей историей, но не в первый раз и с какою-то щемящей грустью, вернее – поднимаясь от щемящей грусти-печали до высот настоящей трагедии (а здесь от комедии, играющей, шалящей с телесным низом, до трагедии – дистанция и впрямь огромного размера!), здесь говорят со сцены о смерти, о страшной и одновременно очень тонкой границе – между тик и так! – отделяющих одну от другой.

«Самоубийца», которого в Студии театрального искусства поставил Сергей Женовач, не лишен не то, чтобы недостатков – естественнее предположить, что такова была воля создателей спектакля, - скорее, эти «претензии» сформулировать в вопросах: почему, например, режиссеру все чаще интереснее протагонист, или, как в «Самоубийце», протагонист и еще два-три главных героя, а остальные сведены к положению массовки, где вроде бы у каждого – свои слова, однако же эти разные реплики как бы сведены к общему знаменателю? Пожалуй, это – главный вопрос. В программке сведены на странице два полюса притяжения: в первых сценах герой, Подсекальников (Вячеслав Евлантьев) переживает и прячет в кармане ливерную колбаску, а дальше – и до развязки – в его руке сверкает черная сталь револьвера. Быть или не быть? – мучается Подсекальников, впрочем, формулирует он свой вопрос иначе, чем Гамлет, но чем дальше, чем ближе к финалу, тем – трагичнее его интонации. И в этом – открытие Женовача, который открывает, если так можно сказать, трагикомическую полноту характера. Так, как на «Самоубийце», в театре давно уж не смеялись, вообще в театре, а не только на премьерах СТИ (и смех этот разный, его вызывают то замечательно поданная реплика, то – узнаваемая подача коммунального быта, вроде выхода из туалета эпизодической соседки со своим деревянным сиденьем). Но и такое живое сочувствие к герою, который тем более только-только вызывал смех, в театре – большая редкость.

Конечно, это – успех молодого актера, необыкновенно обаятельного, в некоторые минуты напоминающего юного Табакова, умевшего быть обаятельно смешным и одновременно – близким своими поступками и мыслями публике, которая мгновенно влюблялась в его героев. То же происходит теперь в «Самоубийце», с публикой, наблюдающей за страданиями Подсекальникова-Вячеслава Евлантьева. Когда он, решив уйти из жизни, принимается звонить в Кремль, голоса мы слышим из-за двери, но потом Подсекальников выбегает и взгляд его лучится одновременно и гордостью, и смелостью, отвагой. Не страшно в СССР, впрочем, как и сегодня в России, – только перед смертью, ее неизбежностью. Рядом с ним – Калабушкин Алексея Верткова, недавнего премьера СТИ, он - первый, кто в спектакле «Москва – Петушки» вышел из ряда вон, из большой актерской компании, где до того почти не было деления на «я» из «мы». Хитроумный сосед, загадавший извлечь выгоду из решения Подсекальникова застрелиться, - он собирает со всех, кто приходит к герою, по 15 рублей, чтобы потом уже выбрать, за что же убьется Семен Семенович, - за русскую интеллигенцию, как просит Аристарх Доминикович (Григорий Служитель), или – за тело Клеопатры Максимовны (Мария Курденевич), или – за религию (отец Елпидий – Сергей Аброскин). Сергей Качанов – в «форменном» 30-х годов френче и «форменных» же усах тех самых лет, усах, с мятым кожаным портфелем, - выходит в роли Егора Тимофеевича, который рекомендует всем «вдохновляться согласно постановлениям».

Режиссер чрезвычайно деликатно внедряется в пьесу, делая кое-где небольшие сокращения, внося небольшую правку, меняя, к примеру, шумных цыган на не менее громогласный уличный квинтет (под руководством Виктора Козлова), разумеется, с геликоном, которые в первом акте проходят со своей музыкой через зал, а в антракте тешат публику узнаваемыми шлягерами 30-х в фойе театра.

Вся сцена, как это часто бывает в решениях художника Александра Боровского, почти максимально, почти до предела, придавлена к краю стеной, составленной из межкомнатных дверей, в два ряда, вернее – в два этажа… В голове тут же всплывает Высоцкий с его «На 38 комнаток всего одна уборная…», уборная – наверное, та где в двери – стекло, закрашенной краской. А сами двери – обшарпанные, так что не понять, какая краска была первой, какая – последней. За дверями – черное закулисье, мрак. Космос. Смерть. Никаких комнат, никакого быта, только – общий коридор. И первые голоса возникают за дверью, а мы видим – задницу склонившейся в три погибели тещи, которая приникла к замочной скважине. Безработный муж, разговор о деньгах, которых не хватает, - историю театр как нарочно подгадал к нынешнему кризису. Вообще актуального, злободневного в спектакле много, в том числе – в контексте последних дней. «Он казенные деньги растратил». – «Деньги – это деталь!» - эти реплики как будто взяты из диалогов минувшей недели о корпоративных долгах одного нового директора театра перед двумя российскими госбанками. Но спектакль, конечно, не об этом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
844
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
797
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
908
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
796