0
3236
Газета Культура Интернет-версия

06.04.2015 00:01:00

Сад порока выгорает дотла

Тэги: театральный фестиваль, золотая маска, регионы


театральный фестиваль, золотая маска, регионы Цветы нашлись только в магазине ритуальных услуг. Фото Александра Алпаткина с официального сайта фестиваля «Золотая маска»

Русская классика в программе «Маска плюс» была представлена постановками из регионов: в столице показали спектакль «Wassa» («Васса Железнова». Первый вариант Максима Горького) Театра драмы из Кургана и «Иванов» Чехова Драматического театра из Новокузнецка.

Любопытно, что и в одном, и в другом случае на сцене появлялся медведь. Оно понятно, когда у Римаса Туминаса в «Онегине» Татьяна Ларина танцует с этим зверем, там он из сна, а вот почему Петр из «Вассы Железновой» надевает чучело медвежьей головы – вопрос. Почему в «Иванове» ходит опять в костюме медведя персонаж, что сие означает, зачем? Убери зверя и в том, и в другом случае – ничего к смыслу ли, к чувству ли не прибавится и не убавится.

К чему я про медведя? Театр молодых режиссеров, еще не успевший утвердиться, быстро обрастает ненужными клише, необязательной метафоричностью, а порой и театральным произволом, и, по-моему, стоит строже держать руку на пульсе и не показывать нам, какой театр у других режиссеров они любят, а сочинять свои метафоры. 

Вместе с тем и в том, и в другом случае было о чем поговорить и на дискуссиях, которые шли после спектаклей, и шире подумать о том, в какую сторону идет современный театр.

Горький с пьесой «Васса Железнова», вероятно, оказался востребованным режиссером Антоном Маликовым, чтобы поставить спектакль о зле, обо всех оттенках этого зла, и, надо сказать, автор дает основание для такого прочтения. Взрослые дети Вассы ждут, чтобы папа скорее отправился в мир иной, – торопятся поделить наследство. Дядя растлевает жену племянника, делаются намеки на то, что Васса способствовала убиению младенца, прижитого одним из сыновей с горничной, непонятно, от какой болезни умирает глава семейства Захар. 

Маликов еще больше гипертрофирует порок, который и без того привит в избытке в семье Железновых. Дуня – совратительница молодой Людмилы, научившая жену Павла разврату. Здесь уже давно потеряна потребность друг в друге. И даже исповеди (идут в спектакле в формате видеотрансляции), которым отдано во втором действии немало времени, ничем не заканчиваются. Каждый способен на жалобу – никто на поступок. Тела то и дело движутся в одиноком дансинге, кого-то сотрясают конвульсии. 

В спектакле нет места прошлому 100-летию – тут слышно новейшее время с заглушающей музыкой, с танцами красавицы Людмилы на столе, в котором, впрочем, нет никакого эротического вызова. Все самое страшное уже случилось. Семья попала в воронку, закручивающую в свой черный водоворот каждого. Выскочить не удастся никому.

Антон Маликов сумел, несмотря на небольшой срок, который отводится приглашенному режиссеру, за два месяца сбить ансамбль, убедить актеров существовать не в бытовой традиции, а в стиле особого абсурда, временами доходящего до эксцентрики и гротеска. Анастасии Черных в роли Людмилы это удается больше, чем другим, но и роль богаче для возможных «экстраваганций»: то она больше похожа на экстраординарную модель, инопланетное существо на платформах-ходулях, то на сильную, незаурядную личность, зорко оценивающую мир вокруг.

Пространство (художник Ольга Крупатина) погружено в ночь. Для дома Железновых выбран офисный стиль, но естественный свет сюда не проникает. Люди похожи на кротов. Добрая половина из них в темных очках. Именно такой мы видим при первом появлении Вассу, бизнес-даму, продолжательницу дела леди Макбет. 

Режиссер вынимает из пьесы Горького еще тему сада, к тому же достраивая этот сюжет текстом из Чехова, который декламирует бородатый юноша, переодетый в женское платье. Прием весьма умозрительный, больше декларативный, не прибавляющий ничего в суть отношений, развитие мысли. Нам просто еще раз дают понять, что люди – пыль. 

А вот финал, который сочинили режиссер и художник, получился весьма выразительным. Пол сцены, щедро засыпанный искусственными цветами – желтыми хризантемами (Маликов жаловался, что отчаялись найти цветы, но все-таки обнаружили в магазине ритуальных услуг), оживал. Поролоновые хризантемы на наших глазах оживали, превращались в горящую землю. Этот сад зла словно выгорал и угрожающе тлел, готовый снова вспыхнуть. Тут вспомнишь про топор Лопахина по вишневому саду как про акт благодеяния.

Охваченный пороком род Железновых сгорает в топке бытия, и это, полагает режиссер, закономерно. Справедливо ли? Вероятно, да. Места милосердию и состраданию, впрочем, к этим героям не было и у Горького, считавшего в момент написания «Вассы» эти слова вредными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1655
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4142
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2282
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2581

Другие новости