0
2477
Газета Культура Интернет-версия

13.04.2015 00:01:00

Сыграли в Гоголя

Тэги: дом гоголя, выставка, алексей трегубов, анна румянцева


дом гоголя, выставка, алексей трегубов, анна румянцева Ах, обмануть меня нетрудно... Фото со страницы Нового крыла Дома Гоголя в социальной сети Facebook

Выставку «Игроки» в Новом крыле Дома Гоголя курируют Алексей Трегубов и Анна Румянцева, которые осенью придумали и дебютный для этого экспозиционного пространства проект «АВТОРЖЖЕТ», посвятив его Гоголю, конечно. Сейчас они снова играют с Гоголем, в Гоголя, на полях его работ, одновременно играя и с самим форматом выставки – с тем, как и о чем она может быть сделана. Новые материалы, старые, но теперь раскрытые секреты – все к «Игрокам» прилагается, только если соберетесь наведаться, это тот случай, когда не нужно заранее читать про эту выставку – потом, все потом.

Алексей Трегубов и Анна Румянцева – театральные художники, возможно, поэтому, и когда они переходят из сценического пространства в выставочные залы, элемент игры переносят с собой. И потому за их затеями – может, у них ракурс немного другой, не столь привычный еще в музейной жизни, пограничный, что ли, – в общем, наблюдать за этим интересно, поскольку им самим скучно просто выставлять энное число работ. Когда в прошлом году они оформляли пространство выставки «Игра в цирк» в Московском музее современного искусства, который и сам в Москве идет в авангарде нетривиальных «сценических» решений своих экспозиций, музей было не узнать – и шапито, и качели под потолком, и клетка рядом с «Мечтой» (комнатой, внутри которой были закрытые двери, и за каждой из них разворачивалась своя история). Теперь они уже как кураторы, наоборот, в пространстве галерейного плана – где недавно показывали актуальное искусство, многими так нелюбимое за непонятность, – добросовестно воспроизвели расхожие представления о «вообще-музее». И все это и правда до оскомины поначалу походит на такой «вообще-музей»: выкрашенные в разные цвета залы, экспонаты под стеклом и длинные-длинные экспликации.

Отталкиваясь от всего этого, кураторы пускаются в свободное плавание и начинают играть и в формат монографической экспозиции, и в детектив, и даже в новомодный квест. Все эти манипуляции производя по законам гоголевских «Игроков».

«За искренность мы платим искренностью. Мы признаемся тут же вам откровенно, что сговорились обыграть вас, потому что приняли вас за человека обыкновенного. Но теперь видим, что вам знакомы высшие тайны», – говорит в пьесе Утешительный Ихареву. Тут вас тоже зовут в сговор, и обстоятельства дела, предысторию гоголевских «Игроков», излагают с самого начала. Поэтому стартует выставка игральной картой и уткой, детской игрушкой начала XIX века, какая вполне могла иметься и у Гоголя – ведь мало ли что пригодится в игре жизни.

«Игроков» на выставке препарируют рядом с биографией самого писателя, одновременно совершая необходимые по правилам монографического показа открытия. Сквозные мотивы детства (с одной стороны, отец Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, который был и директором, и актером, и драматургом театра в поместье Кибинцы, с другой, непременный спутник детства – любимая няня Агафья Семеновна), карьеры (в Петербурге Гоголю не повезло стать актером, а первую свою поэму «Ганц Кюхельгартен» он сжег – зазвучала тема горящих рукописей), переплетающегося с жизненными перипетиями сюжета «Игроков», – во все это вкрапляются известные и доселе неизвестные подробности. Дескать, карты будущему писателю показала еще няня. Или, судя по выставке, оказывается, доносили на чудачества Гоголя и других квартирантов дома Зверкова самому начальнику Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу. Вот вам игральная карта XIX века (может, так и выглядели карты из колоды Аделаиды Ивановны?) – и рядом страница из дневника писателя с примером крапления карт. Вот один из вариантов финала «Игроков» в старенькой книжице. А вот заметка из итальянской газеты про проигравшегося помещика Глова, предложившего синьору Грано выгодно купить его поместье в Оренбургской губернии. Здесь мелькает и накладная борода, фигурировавшая еще в донесении на Гоголя Бенкендорфу, и герой «Игроков» Глов. Наконец, раз сюжет проверяется жизненными историями, для антуража вам покажут и неизвестные доселе дагерротипы с самим бородатым Гоголем, переданные недавно наследниками его итальянского друга, мариниста Витторио Барези.

В отличие от многих привычных монографических выставок, здесь кураторы даже запускают зрителей в свою лабораторию, красноречиво излагая суть своих изысканий. Словом, играют в «Игроков» до победного конца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Жилищная политика России оказалась эксклюзивной

Жилищная политика России оказалась эксклюзивной

Михаил Сергеев

В США и Китае стимулируют покупку домов и квартир, а в РФ ужесточают условия ипотечных кредитов

0
966
Верховный суд не обнаружил в арестах этической проблемы

Верховный суд не обнаружил в арестах этической проблемы

Екатерина Трифонова

Служители Фемиды могут рассматривать дела обвиняемых по существу после решений о мере пресечения

0
906
КПРФ выступила за свободу собраний для депутатов и кандидатов

КПРФ выступила за свободу собраний для депутатов и кандидатов

Иван Родин

В партии предлагают установить единый правовой стандарт всех встреч с избирателями

0
867
Российская наука пока превращается в "приблуду для увеселения"

Российская наука пока превращается в "приблуду для увеселения"

Анастасия Башкатова

Результаты исследований необходимо внедрять в реальную бизнес-практику

0
2214