0
2860
Газета Культура Интернет-версия

16.04.2015 00:01:00

Гуру концептуализма покажет Москве "Амнезию"

Тэги: джозеф кошут, концептуализм, выставка, амнезия


Кошут
Фото Вольфганга Весенера

В Москву приехал 70-летний классик, один из зачинщиков концептуализма Джозеф КОШУТ. Он был тут 10 лет назад, но нынешний визит этого американского художника – само по себе событие. Завтра в Мультимедиа Арт Музее он выступит с лекцией, а в следующий четверг там стартует Amneziya («Амнезия») – так иронично названа своеобразная ретроспектива произведений с 1960-х по нулевые годы. Хрестоматийного объекта «Один и три стула» не обещают, зато будут его фирменные неоновые работы и посвященные Джойсу инсталляции. А пока автор манифеста «Искусство после философии» рассказал корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ о том, что за революцию он совершил, и о том, что искусство всегда политично.

Джозеф, все любят цитировать ваш афоризм «Быть сегодня художником – значит спорить с природой искусства». Концептуализм, по сути, отрицает традицию изобразительности вообще, выдвигая на первый план слово вместо образа. Это был бунт или ирония – или просто вы сместили границы искусства и считаете материалом, например, не холст–масло, а сознание зрителя?

– Здесь много разных моментов. Если говорить, к примеру, о языке, он формирует реальность линейно. Я изучал философию языка, изучал Людвига Витгенштейна, антропологию и понял, что опыт, который мы приобретаем, рассматривая какой-то объект, формируется еще до момента рассматривания. Этот объект словно парит в море слов, ведь наш язык оказывает сильное влияние на восприятие. Поэтому для меня важно зайти именно со стороны языка. Когда мне было 26 лет и я заявил, что художник работает со смыслами, а не с формой и цветом, разразился скандал! Но ведь определить, создать смысл произведения или вообще жизни, вот что главное для художника. Почему так важен Марсель Дюшан? Да потому, что благодаря ему стало ясно: искусством в плане производства смыслов может быть все что угодно.

Если взять модернизм, так там всегда было разграничение – вот живопись, вот скульптура и т.д., бла-бла-бла. Такая таксономия с диктатом правил, как было у критика Клемента Гринберга, который считал себя вправе судить, что искусство, а что нет. Против этого я и восставал. Это было сродни революции, которая требовала штурма устоявшихся авторитетов. И мы начали формировать постмодернизм. Главным для нас было не «как» рождается произведение искусства, а «почему». Концептуализм потому и стал таким влиятельным, что дал художнику свободу поступать так, как он считает нужным. До модернизма и в эпоху модернизма художник был сродни магу или шаману, это был мир фаллоцентричного творчества. И, кстати, то, что мы совершили эту революцию, привело в профессию больше женщин.

В российской вариации этого течения та самая изобразительность все-таки была важна, его и называют «московский романтический концептуализм»…

– Это почему же?

Это термин Бориса Гройса, связанный с литературоцентричностью культуры, с поиском персонажа, который есть и у Ильи Кабакова, и у Игоря Макаревича, и у Виктора Пивоварова. Как вы относитесь к российскому концептуализму? Вы ведь с Кабаковым и выставку «Коридор банальностей» вместе делали в 1994-м в Варшаве.

– С Кабаковым мы, кстати, еще в Копенгагене делали проект. О московском концептуализме мне рассказал один мой друг, и он же назвал Кабакова самым интересным художником. А познакомились мы, когда Кабаков приехал в Нью-Йорк и захотел ко мне прийти. «Отлично, – говорю, – пусть приходит». И вот мой ассистент открывает дверь, там стоит Кабаков со своей женой и не заходит. Я не понимаю, что случилось. И вдруг у него потекли слезы. Я по-прежнему не могу понять, что же все-таки стряслось, и тут его жена говорит, что Илья ждал этого момента много лет. Вообще Кабаков человек с чистейшей душой. А еще мы с ним вместе давали потрясающее интервью об инсталляциях. Это, кстати, тоже важный для концептуализма момент. Например, моя известная работа «Один и три стула» (на выставке ее не будет. – «НГ») или мои неоновые объекты – тут всегда важно, как они будут размещены в конкретном пространстве.

Что касается московских концептуалистов вообще, они тоже, по сути, бастовали против истеблишмента. У вас тоже есть Академия художеств, которая задавала правила и говорила, кто может или не может считаться художником. А если в СССР и публиковались какие-то западные произведения, то под картинкой обязательно шел критический комментарий про загнивающее буржуазное искусство. Но вместе с тем неофициальные художники всегда могли создавать работы, сидя дома и невзирая на поддержку институций.

Появление концептуализма напоминало рождение протестантизма, противостоявшего католицизму и позволившего всем людям ходить в церковь и как-то участвовать в процессе, а не просто пассивно воспринимать проповедь, например. Нечто подобное происходило во второй половине прошлого века и в искусстве – и в СССР тоже.

То есть это искусство идеи было и политическим жестом борьбы за свободу слова?

– Концептуализм как букет, там много разных цветов – тут много причин. Вот когда я выступал против Вьетнамской войны, мой телефон прослушивался ФБР. Но, по сути, любая форма власти представляет собой проблему – и догматичность в искусстве, скажем, что искусство – только живопись и скульптура – тоже. Мне хотелось этому сопротивляться. Все то, что задано априори, ограничивает восприятие. Мы многое брали из массовой культуры, поскольку это было понятно каждому. У нас вместо религии была наука, и мы за советом шли не к священнослужителю, а к доктору… Но медицина, психиатры не отвечают на более глубокие вопросы о жизни и смерти, о душе. А если взять философию, даже два главных философа, Витгенштейн и Ницше, признали, что невозможно быть философом, поскольку место философии заняла история философии. Когда религия сдает позиции, утрачивает силу, поскольку не отвечает на все вопросы, появляется искусство. Художники не устанавливают правила, а путем создания смыслов открывают обществу глаза на то, что происходит. Поэтому у искусства есть политическая функция. Хотя оно отнюдь не иллюстрирует политическую идеологию, его интересуют более глубокие вопросы. И именно поэтому власть предержащие всегда с опаской реагируют на художников, понимая, что те могут влиять на политическую ситуацию. Нужно задавать правильные вопросы и не позволять, чтобы искусство просто становилось атрибутом, принадлежало каким-то элитным кругам. У художников должно быть право голоса.

У вас есть и работы о тоталитаризме, например, для обновленного Рейхстага в Берлине…

– Когда мне предложили сделать работу для Рейхстага, предполагалось, что он должен быть всегда открыт для публики. Но после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке это решение пересмотрели, потому что на самом деле конструкция Рейхстага опасна, его легко взорвать, и мне нужно было это учесть. И я решил взять текст очень известной в Германии писательницы и историка Рикарды Хух, которая в свое время ушла с работы в знак поддержки своих еврейских коллег, которых уволили. Цитаты из «Воспоминаний о Людольфе Урсле Младшем» Хух я решил поставить рядом со словами из «Волшебной горы» Томаса Манна. Это то, о чем Германии нужно помнить. Я сделал огромные буквы, влитые в камень. Когда я представлял свою работу, одна начальница спросила: не кажется ли мне, что эти буквы на полу напоминают сожжение книг? В ответ я предложил зайти в любой итальянский собор и посмотреть на такие же буквы в надгробиях на мраморных полах. Признаюсь, я не понял сначала, подошла ли моя работа, и почувствовал себя некомфортно, но она ответила, что это прекрасная вещь.

А еще я курировал важную выставку A Play of the Unmentionable («Игра в нецензурное») в Бруклинском музее – про искусство, цензуру, политику. У меня были развязаны руки, и мне захотелось сделать что-то в духе Метрополитен Музея, то есть, собрав вещи из отделов Бруклинского музея, показать и мебель Баухауза (который был закрыт в Германии нацистами. – «НГ»), и эротические, и сатирические, и религиозные, и политические образы – от Уайльда до Гитлера, и, например, лозунг, призывавший не отпускать дочерей из дому, не отпускать в музеи, где Пикассо и Матисс развратят их. Меня расхваливали в New York Times, брали интервью на CNN. Но главное – в тот момент республиканцы собирались принять ограничивающие законы, а после моей выставки и еще одной выставки в Музее Цинциннати конгресс поменял свое решение. Значит, искусство действительно обладает сильным влиянием.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
281
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
919
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1077
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1666

Другие новости