0
3365
Газета Культура Интернет-версия

18.08.2015 00:01:00

Лифчик и гроб – не конец ойкумены

Тэги: андеграунд, музей, москва, выставки, художественная жизнь


андеграунд, музей, москва, выставки, художественная жизнь Современные художники снова взялись за миф об Арахне. Фото автора

В официально посвященном городу музее одновременно идут две выставки о неофициальной художественной жизни – первой открылась «Духовка и нетленка / Фрагменты из жизни московских художников 1960–1980-х» (см. «НГ» от 30.06.15), потом – «Художественные сообщества Москвы», кураторский ход художницы Дарьи Чапковской. Выборка здесь могла быть и другой, но появление сюжета в этом музее примечательно.

Под одной из арок внутри старинного здания Провиантских складов лежат бюстгальтеры. Артель, как именуют себя художники, «Царь горы», это одновременно участники группы «Купидон» – концептуалисты Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов – ну и примкнувший к ним Паруйр Давтян (вчетвером они уже входят в другую группу, «Эдельвейс»). Внушительных размеров белье в веселенький цветочек может, конечно, абрисом напомнить гору, в крайнем случае пригорок. На фоне него висят картинки с горой Святой Виктории во французском Эксе, той самой, что так вдохновляла Сезанна. Художники пишут, как на той самой горе решили написать «Вид с горы Святой Виктории на Сезанна» и отныне намерены «заниматься живописью, разглядывающей художника». Цари горы – самые старшие участники теперешнего смотра, а их шутливые (хотя какой следующий шаг после шутки тут можно сделать?) концептуалистские штудии отчасти связывают эту выставку с квартирующейся по соседству «Духовкой и нетленкой».

Дарья Чапковская рассказывает, что выбирала разные группы и сообщества – и с некоторыми познакомилась, пока готовила показ, – по принципу разнообразия. От фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом» до того, каким в современном искусстве может выглядеть ткачество вообще и миф об Арахне в частности (сплетенное из ниток «Послесловие» к нему в виде дома с пауком предъявила группа «Нити»). От по-прежнему активно обсуждаемого, хотя и навязшего у многих в зубах феминизма до проходившей в районе Чистых прудов коллективной акции «Согрей весну», такого масштабного арт-ритуала в отдельно взятом районе. В залах вверху «раскадровкой» всегда идет фотохроника выставок и перформансов, внизу – сами работы.

Выставка в Музее Москвы, надо полагать, накладывает определенные ограничения в том, что здесь можно показать. Но из того разношерстного набора, что есть, на равных правах соседствуют и Performance Art Studio очень известной и очень сильной по выразительности художницы Лизы Морозовой (кроме видеодокументаций прежних акций на вернисаже Ирина Иванникова показала леденящий кровь, хотя, по сути, должно быть, тяжелый именно от духоты, перформанс «Ожидание» – она лежала, как мумия, но «запеленутая» в дрожжевое тесто без отверстия для дыхания, переживая пресловутый ход времени и его тяжесть в трехчасовом бездействии), и, например, довольно незамысловатые рисованные истории о Москве сообщества «Искатели». Они по понятным причинам открывают выставку в «тематической» институции, но то, что Музей Москвы в принципе интересуется андеграундом, отрадно.

Подборка участников, тут больше десяти групп, могла быть и другой, но смысл, в конце концов, как раз в панораме. В том, что привычные показы в музеях, да даже и в более неформальных галереях – лишь верхушка айсберга и далеко не край художественной ойкумены. Она – и в квартирных выставках, культура которых с советского времени не прервалась: к примеру, сама Дарья Чапковская, уже как художница, вместе с Иннокентием Шарковым устраивают их в своей мастерской в рамках проекта «АртТочка». И в том, что поразмышлять о смысле сущего и уже не существующего не без сарказма (впрочем, идея не нова) предлагает тут – каждый может полежать в гробу, став частью «интерактивной инсталляции» MEMENTO MORI, – Антон СМЕХ Бизяев из Лаборатории И! И! И! («Исследуем импровизацию импровизируя!»). Словом, улицы, заброшенные городские здания, квартиры и даже гроб, не только гора Святой Виктории – все это тоже вовсе не граница освоенного художниками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
292
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
935
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1096
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1693

Другие новости