0
15588
Газета Культура Интернет-версия

29.10.2015 00:01:00

Денис Мацуев: Свой дебют помню как сейчас

Тэги: концерт, музыка, пианист, мацуев, плетнев


Мацуев
Денис Мацуев (слева) на записи
диска с произведениями Ф. Листа,
2011 г.
Фото Камиля Фаткуллина

5 ноября пианист Денис Мацуев вместе с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева выступит в Большом зале Московской консерватории. Концерт посвящён грядущему 150-летию с момента основания главного музыкального вуза страны. Не случайно название программы «Денис Мацуев и друзья»: артист открыт всему новому, талантливому, а круг его друзей – и молодые, и юные музыканты, и звезды мирового уровня. Музыкальный критик Евгения КРИВИЦКАЯ попросила прокомментировать Дениса МАЦУЕВА выбор именно Российского национального оркестра с Михаилом Плетневым, еще одним знаменитым выпускником консерватории, за пультом. А также рассказать меломанам о своих ближайших творческих проектах.

– Денис, знаю, что перед концертом в БЗК вы собираете своих друзей-журналистов, чтобы презентовать два издания. Первое уже вышло в свет, это книга «Жизнь на «Crescendo», написанная Сергеем Бирюковым. Но, не рано ли подводить итоги?

– В книге просто хотел поделиться моими воспоминаниями, размышлениями. Многих тем касаюсь впервые, хотя ничего «жареного» ожидать не стоит. Наоборот, я стремился к позитиву: люди должны улыбаться, читая эту книгу.

– Второй проект, в стадии подготовки. Я имею в виду новый диск, готовящийся на фирме «SonyMusic».

– Как говорится «по заявкам радиослушателей» я собрал записи исполнений на бис из разных залов мира и с разных дисков: «Неизвестный Рахманинов» и «Посвящение Горовицу», пьесы из «Времен года» Чайковского и «Петрушка» Стравинского.

– «Музыкальная табакерка» Лядова будет?

-Конечно, и в «Пещере горного короля» Грига, и много чего еще…

– Мы получим именно CD?

– Да, но также запись будет доступна и в iTunes – сейчас молодежь предпочитает закачать музыку себе в планшет или в телефон. Но от реальных дисков я не отказываюсь, мало того – буду выпускать виниловую пластинку. Но подробности пока держу в секрете.

– Расскажите о ноябрьском концерте в Большом зале консерватории.

– Я делаю подарок моей альма-матер: весь сбор от концерта пойдет в пользу Московской консерватории. Это дань преклонения перед консерваторией, которая всегда была для меня маяком, где я с детства мечтал учиться. Когда я увидел себя в списках поступивших, это был один из самых счастливых моментов в моей жизни. Хотя у меня не было сомнений, что я успешно сдам экзамены – такой уж у меня характер: в любом деле нацелен на позитивный результат. Но все-таки, когда это свершилось, я испытал невероятный подъём.

– Помните первую встречу с Сергеем Леонидовичем Доренским?

– Так сложилось, что после ЦМШ, где я учился у Валерия Пясецкого, в консерватории я попал сначала в класс к Алексею Аркадьевичу Наседкину. Но когда я играл вступительный экзамен, то возглавлял Приемную комиссию Сергей Леонидович Доренский. Он с балкона Малого зала, где всегда сидит комиссия, сказал мне своим характерным, с небольшой хрипотцой, голосом: «Играй Баха, Сонату, первую часть. Этюд Шопена».

– А какой был Этюд, помните?

– Октавный, номер 22. Потом я прошел коллоквиум, сдал сольфеджио. Я всегда получал огромный кайф от диктантов, и тут его написал очень быстро, за два-три проигрывания. Потом сидел и немножко снисходительно наблюдал за моими товарищами, корпевшими над этой работой.

– Счастливчик! Имея абсолютный слух, вы просто записывали ноты прямо за игрой педагога?

– Ну, конечно. Наслаждался тем, что с легкостью это делаю. Тем более, что после ЦМШ, где сольфеджио вела Елена Николаевна Абызова – просто «гроза», очень строгий педагог, – вступительный экзамен в консерватории показался «детсадовским» (улыбается).

– Вы же учились в ЦМШ не с первого класса?

– Да, я приехал из Иркутска, и поступал в девятый класс. Причём это было посреди учебного года. Друзья семьи привели меня к тогдашнему директору ЦМШ, Валентину Сергеевичу Бельченко. Сыграл Прелюдию Рахманинова, свою джазовую импровизацию, и он мне сказал: «Быстро к нам. Поступай». Тут я впервые и встретился с Еленой Николаевной Абызовой, которая удивилась: «Как это – поступил, не сдав сольфеджио? Ну-ка, пойдем деточка в классик». Сыграла немыслимо сложное четырехголосие, с подголосками, альтерациями, модуляциями. Я был в шоке, хотя на слух «снимал» любые джазовые стандарты, но тут звучало нечто ужасающее. Я не дописал до конца такта три, но она снисходительно одобрила: «Молодец, неплохо. Иди, увидимся на уроках».

Годы учебы в консерватории – незабываемые, любимые. Когда говорят: «шальные девяностые», то у меня совсем иные ощущения. Помню, как в 1993-м вернулся из ЮАР, после международного конкурса, и Святослав Бэлза брал у меня интервью рядом с памятником Петру Ильичу Чайковскому и до нас доносились выстрелы – октябрь 1993-го, путч. Мы с друзьями ходили смотреть на баррикады, не осознавая, что можем получить пулю в лоб.

– А как вы попали в класс к Доренскому?

– Волею обстоятельств. Алексей Аркадьевич уехал преподавать в Японию, и я перешел к Сергею Леонидовичу. С Наседкиным, хотя мы тепло общались, я все же чувствовал определённую дистанцию, которую он держал с учениками. С Доренским выстроились иные отношения, по принципу «отец – сын». Доренский действительно стал для меня вторым отцом, родным человеком. «Химия» его класса – именно в этих отеческих, семейных связях. «Конкуренты на сцене, в жизни – лучшие друзья».

– Отличная формула! А можете сравнить методы преподавания?

– Помню каждую фразу Наседкина, его советы, касающиеся сочинений Шопена, Шумана, Сонат Шуберта. Это традиции Генриха Нейгауза, и если послушать аудиозаписи с уроков Нейгауза, то находишь много общего.

Доренский тоже придерживается старых консерваторских традиций – в частности, открытость занятий. На его уроках всегда сидит много народу, студенты слушают друг друга. Много дает система, когда у профессора есть ассистенты. В мое время это были Андрей Писарев, Павел Нерсесьян и Николай Луганский. Я им вначале приносил программу, а уж на финальной стадии Сергей Леонидович «наносил» последние мазки. В комплексе рождается потрясающий педагогический результат. Неслучайно же из класса Доренского вышло около 200 лауреатов международных конкурсов!

– Помните свой первый выход на сцену Большого зала консерватории?

– В Большом зале консерватории я играл еще до того, как стал студентом. Как стипендиат фонда «Новые имена», причем выступал неоднократно. Дебют помню как сейчас. 1992 год, Концерт Моцарта. Обожаю момент выхода на сцену: первый шаг из-за кулис у меня ассоциируется с кадрами из фильма, посвященного Владимиру Горовицу. Его руки, касающиеся стены, и затем его фигура, идущая к роялю.

Моя первая запись на пластинку состоялась тут же в Большом зале, потом Московская филармония меня стала постепенно включать в свои программы, особенно после случая, когда мне предложили заменить заболевшего солиста и выучить за три дня «Вариации на тему Паганини» Лютославского. Я тут же согласился – вообще люблю ставить такие рекорды. Как-то Седьмую сонату Прокофьева подготовил за четыре дня.

– Об истории с Лютославским вы недавно вспоминали на юбилее Концертного зала имени Чайковского?

– Да. Шел 1995 год. На утро после того концерта мне предложили стать солистом Московской филармонии. Я получил возможность выступать с оркестрами, а вскоре выиграл Конкурс имени Чайковского.

– Вернемся к ноябрьскому концерту. Вы часто выступаете вместе с Михаилом Плетнёвым-дирижёром?

– У нас давние и очень интересные творческие контакты с Михаилом Васильевичем, что отражено как раз в книге. Он на её страницах появляется неоднократно: в разных контекстах, разговорах. Неслучайно я позвал именно его на концерт-приношение к 150-летию Московской консерватории. Он связан и с книгой, и с программой, в которую мы поставили «Пляску смерти» Листа. Мы записали с ним четыре года назад монографический листовский диск – два концерта и «Пляску смерти». Мы переиграли с ним эти сочинения во многих странах мира, и даже в прессе можно было прочесть отзывы, что я лучший исполнитель Листа в наше время. Это приятно.

Я преклоняюсь перед этим выдающимся музыкантом, знаю все его записи, много ходил на его концерты. Это легендарный пианист и дирижер, доказавший всему миру, что выдающийся инструменталист может стать выдающимся дирижером. Его записи с РНО войдут в золотой фонд мировой культуры, особенно его интерпретации симфоний Бетховена. Он дирижирует РНО с той же свободой, с которой играет на рояле. Это уникально, никто другой так не сможет. Оркестр – его инструмент, сто человек, которые его обожают, преданы ему. Там ведь и зарплаты ниже, чем в других оркестрах, но музыканты работают ради возможности общения с ним, ради художественных свершений и открытий. У него свой, ни на кого не похожий, взгляд на музыку, очень глубокий, иногда спорный, вызывающий жаркие дискуссии. Плетнев – выдающийся человек, который притягивает внимание и увлекает всем, чтобы он ни делал: игрой на рояле, дирижированием, композиторским творчеством. Я сам участвовал в исполнении его Квинтета – очень интересное сочинение.

– Плетнев – удобный дирижер для солиста?

Выступать с ним – особенное удовольствие. Он ведь сам переиграл всю фортепианную литературу, и, аккомпанируя, он не просто выучил партитуру, а прочувствовал её изнутри. Возникает идеальный синтез – он один из самых удобных дирижёров для любого пианиста. Но главное – он импровизирует во время исполнения, это дорогого стоит. Поделюсь воспоминанием: я принимал участие в Волжском турне РНО. Мы плыли на пароходе по Волге и по ходу давали концерты. В Казани должны были сыграть Рапсодию на тему Паганини Рахманинова. Пароход опоздал, порепетировать не удалось, и мы сразу вышли играть перед публикой. Он даже темпы не успел спросить, а мне это и надо было. Я обожаю такие экстремальные ситуации, потому что они придают потрясающий драйв исполнению. Я предвкушаю, что может сделать дирижёр, а он, в свою очередь, ждет моих действий, и завязывается невероятная интрига. По ансамблю тот Рахманинов был едва ли не одним из лучших в моей жизни.

– Третий концерт Бетховена доводилось играть вместе?

– Нет, это будет наша премьера, и я очень жду встречи на сцене.

– Только что в Казани на фестивале «Денис Мацуев у друзей» вы солировали во Втором концерте Прокофьева – впервые для себя.

– Эту музыку давно знал наизусть, но никак не мог подобраться к ней. Это как любовь – она или есть, или нет. Но вот сейчас, не без влияния советов Валерия Гергиева, решил рискнуть начать длинный роман с этим сочинением. Поставил его во все ближайшие программы. И вот сила Интернета: многие узнали, что я взялся за Второй Прокофьева. Мне уже позвонили с предложениями сыграть его Зубин Мета, Марис Янсонс, Пааво Ярви, Юрий Темирканов…

– А ведь в следующем году – 125-летие со дня рождения Прокофьева.

– Планирую сыграть Первый, Второй и Третий концерты в один вечер. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
444
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
553
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
467
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
385

Другие новости