0
4030
Газета Культура Интернет-версия

12.11.2015 00:01:00

Павел Пепперштейн сделал абсурдистские зарисовки и настоящего, и далекого будущего

Тэги: павел пепперштейн, выставки, москва, младоконцептуалисты, абсурдизм


павел пепперштейн, выставки, москва, младоконцептуалисты, абсурдизм Фото пресс-службы Мультимедиа Арт Музея

В Москве одновременно идут две выставки Павла Пепперштейна, художника поколения младоконцептуалистов, одного из учредителей арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика», сына классика этого самого концептуализма Виктора Пивоварова. В Мультимедиа Арт Музее (МАММ) в рамках спецпрограммы VI Московской биеннале современного искусства Пепперштейн показывает «Будущее, влюбленное в прошлое», а в галерее IRAGUI – «Странствие по таборам и монастырям».  И там, и там сквозь абсурдизм проясняются полезные для сегодняшнего дня намеки.

Школьную максиму о том, что художник смотрит в будущее, Пепперштейн воплощает буквально, в формате видений. Согласно одному из его рисунков в МАММ, например, в 2114 году космонавты на Луне построят часовню, а в ней установят чудотворную икону Богоматери: «таким образом, чтобы охватывать максимальную территорию Земли своим милосердным и спасительным взглядом». А чуть пораньше, в 2099-м, будут предлагать что-то вроде туристических открыток с видом от Старого города на штаб-квартиру российского правительства в виде громадного черного куба. Супрематическая мечта Малевича, ставшая объемной реальностью в воображении Пепперштейна, тут, на рисунке, однако сохранила плоскостность, так что больше похожа на ворота в никуда, на черную дыру. Что тоже в определенном смысле символично. В 4011 году на смену утопиям авангарда, каким-нибудь там мечтам Георгия Крутикова о летающем городе, придет, если верить концептуалисту, «аморфная архитектура» «Живого города» в Казахстане, а еще через год появится «Спиралевидный город». Зато в Перми, где сейчас уже свернута культурная революция, в 2102-м появится аэропорт Эль Лисицкий. Впрочем, утопия авангарда сама будет поглощена: в 3711 году горы Южного Китая начнут с нескрываемым аппетитом пожирать супремы, хлипкие прямоугольники-треугольники и круги, и в исполнении Пепперштейна, с нежным, но едким акварельным подражанием и традиционной китайской живописи, и парящим супрематическим фигурам, выглядит это особенно артистично. Художник собирает культурные и политические (раз, например, религия уже зачастую относится больше к сфере политики) коды, и утопию сращивает с антиутопией, как сиамских близнецов. В конце концов в обществе, где, как написано на одном из холстов, «у любого прогноза погоды есть политическое значение», это вполне вероятно. Недаром на той же картине гроза бушует в виде супрематических клиньев, как некогда политический призыв упомянутого уже Лисицкого на хрестоматийном плакате «Клином красным бей белых». А дождь проливается огромными каплями-слезами, и в одной из них видны церковные главки, вероятно, как знак российской духовности, сопряженной со страданием.

Если в «Будущем, влюбленном в прошлое» Пепперштейн грезит очень далеким грядущим, то в «Странствиях по таборам и монастырям» под видом «условного персонажа» ЦЦ (не мимимишная подпись в Facebook, а Цыганский Царь), этакого номада, отправляется в путешествие по разным сегодняшним сообществам – от современного искусства с оплотом в лондонской Tate Modern до остановок в станах горных эльфов и швейцарских нудистов. Лексически это довольно запутанное предприятие, поскольку интересуют героя, как пишет в релизе художник, «кластеры», а это слово Пепперштейн, в свою очередь, адресует к cloister («монастырь»). Но поскольку совсем не все можно отнести к монастырям, некоторые точки странствия – какие, не указано, да на самом деле и неважно – зовутся таборами. Начинается шествие с «Курчатника», где от физики возвращаются к метафизике кино (главное занятие сообщества) под садистическим диктатом режиссера, и завершается «Островом любви» (там ее радостям и предаются, пока не исчезают, по авторскому комментарию, «по непостижимой причине»). Почти во всех зарисовках дело завершается смертью, не без сарказма иллюстрируя максимы и о том, что нет шкафа без скелета, и что каким бы закрытым ни казались сообщества, в конце концов они функционируют по ограниченному набору сценариев. Так что и акварели Пепперштейна порой напоминают случайные раскадровки для каких-нибудь блокбастеров.

В прошлом году художник получил VIII премию Кандинского за «Святую политику», живописную серию о политическом инфантилизме. Нынешний показ в МАММ о будущем – которое, что не новость, закладывается в наблюдениях за прошлым. Влюбленность в прошлое – по сути, зацикленность. И свои абсурдистские визионерские послания из будущего прошлому (читай – настоящему), и «Странствия…» художник в виде выставок строит бессюжетно. Нет завязки, кульминации, развязки, сложносплетенных внутренних поворотов дела, есть нанизанные друг на друга «кадры»-видения. Мол, привиделось: хотите – верьте, хотите – нет. Но, как и всегда, о будущем или о настоящем толкует-рисует-пишет Пепперштейн, он берет культурные коды, которые – вполне в духе концептуализма (тут – сюрреалистического концептуализма или психоделического реализма) – превращает в клише, абсурдизирует, доводит до предела. А в этом парадоксально проясняются важные и для понимания сегодняшнего дня намеки.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
351
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
998
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1169
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1808

Другие новости