0
2200
Газета Культура Интернет-версия

07.12.2015 00:01:00

Кладбище соображений

Тэги: выставка, современная скульптура, анатолий осмоловский, олег кулик, сергей прокофьев


Олег Кулик и современная скульптура.	Фото автора
Олег Кулик и современная скульптура. Фото автора

Акционист, создатель института «База» Анатолий Осмоловский, выступая в роли куратора, созвал в Цехе Белого на Винзаводе многолюдное собрание преимущественно из молодых художников, чтобы показать вариант развития современной скульптуры, альтернативный тому, что предлагает госзаказ. И чтобы заявить, что сам этот вид искусства имеет весьма размытые границы. Начинается похоронно-панегирический показ «Империей» Олега Кулика, а завершается «Заграждением» Сергея Прокофьева.


Похоронно-панегирический, поскольку в экспликации сообщается, что название выставки не просто так, а игра слов: стало быть, «…ура!» – еще и «ошметки и остатки скульптурного медиума». Впрочем, одновременно этот «ошметок» – военный боевой клич. Однако политического запала, которого можно было бы ждать от показа в сегодняшних условиях, не наблюдается. Впрочем, его давно уже нет в организованных Винзаводом выставках. Год назад здесь видели «Вечно живой труп», кураторское произведение того же Осмоловского, в фокусе внимания которого были современная живопись и скульптура студентов и выпускников его института «База». Весной 2013-го Винзавод вместе с Pechersky Gallery организовал коллективное сочинение актуальных художников на тему «Госзаказ» (курировали мероприятие галеристка Марина Печерская и художник Роман Сакин). Заглавие по отношению к contemporary art было чистой воды утопией, потому и ответ стал саркастичным. Получилось где-то смешно, где-то не очень, но в целом весьма осторожно: ничего нового тогда не обсуждали, вышел этакий гэг для внутреннего обсуждения в арт-среде. Что до выставок, сделанных Осмоловским, так манерой сервировки они скорее напоминают показ студенческих работ.

Прежде всего потому, что выехать скульптурный смотр старается на формальном разнообразии. Границы современного искусства размыты, мультижанровость и междисциплинарность у него в крови, потому и виды искусства из классической триады – живопись, скульптура, архитектура – имеют право трактоваться шире, чем прежде. Так что скульптуру (от sculpo – «вырезаю», «высекаю») тут фактически уравняли с универсальным понятием «объект», включив сюда в том числе реди-мейды, инсталляции и ассамбляжи. Одновременно скульптура препарируется в более широком смысле – как пластическая выразительность. Тут, скажем, есть изящный триптих Ильи Федотова-Федорова «Сохранение – часть движения» в привычной для художника стилистике, но по-новому в выставочном контексте глядящий на возможность пластического развития объекта. В трех аквариумах с раствором парят ветки с почками, подвешенные к ним грузами камешки и прочие природные штуки. В застывшей в хрупком равновесии конструкции заложена интенция движения (сродни даже произведениям кинетизма) и саморазвития. И вместе с тем зачем-то здесь же имеются вырезанные из бумаги абстрактные паттерны Ильи Гришаева, повешенные на гвоздик в стенке. Озаглавлены они Unnamed…

Может, это «Непоименованное» и подобные ему вещи не выглядели бы столь курьезно, наподобие случайно втиснувшейся в текст лишней запятой, если бы весь выставочный механизм имел какое-то четкое направление, а не сворачивал бы то в одну, то на полпути в другую сторону. Как куратор акционист Осмоловский дает участникам карт-бланш на маленькие индивидуальные интервенции в пространство Цеха Белого. Но, похоже, самоустраняется от режиссирования. Так что «смешались в кучу кони, люди».

Обещанный критический взгляд на «процесс нового монументального заказа, свидетелями которого мы становимся», начавшись покрытым позолотой, но порядком потрепанным жизнью львом- «Империей» Олега Кулика, продолжается оцепенелым бетонным «Солдатом» со сбитым лицом (Александр Кутовой) и монументальной и комичной «Падающей» (Екатерина Коваленко), которая навеки застыла, нависая над проходящими. Но взявшийся было набирать обороты политический сюжет про монументальную скульптуру в общественных местах вдруг перебивается  «Женщиной-ложкой» Дениса Строева, вялой вариацией на тему одноименной работы Джакометти, и «Сыном потолка» Александра Плюснина, пластилиновым «турником» с беспорядочно растущими вверх и вниз выступами. Подобные работы не добавляют реплики в общий диалог, скорее тянут вниз сильные вещи (а тут есть интересные произведения  Яна Тамковича и Алексея Панькина…).

К тому же созданию ансамбля мешает часто весьма странное расположение объектов, включая и «Украинку» самого Анатолия Осмоловского. Перед составленной, буквально сшитой из фрагментов фигуристой бронзовой женщиной лежат эти же самые, но разрозненные фрагменты тела. Трактовать работу можно по-разному, можно как страну, разъятую на части. Но она отчего-то задвинута куда-то в сторону. Точно так же непостижимым образом обошлись с «Заграждением» Сергея Прокофьева. Такие заграждения стали уже привычным не столько социальным (регулирующим поток людей в метро, например), сколько политическим символом. Художник создает лаконичную, но емкую метафору, делая решетку из люминесцентных ламп. Знак ограничения пути, то есть свободы, а вместе с тем и дематериализация объекта (в духе работы с неоновыми трубками минималиста Дэна Флэвина), состоящего из света, и, поскольку такие лампы используются в рекламе, заграждение как бренд времени. Ему стоять бы посреди дороги, а не вдоль стенки у окна… Словом, сейчас тот случай, когда даже от перемены мест слагаемых сумма могла бы стать другой. А кураторский анализ формы не был бы формальным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
403
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1050
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1239
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1913

Другие новости