0
3614
Газета Культура Интернет-версия

04.02.2016 00:01:00

Оттенки суровости

Тэги: третьяковская галерея, высьавка, суровый стиль, живопись, таир салахов


третьяковская галерея, высьавка, суровый стиль, живопись, таир салахов Строгость образов подчеркивает сама архитектура выставочного зала. Фото автора

Классику «сурового стиля», вице-президенту РАХ Таиру Салахову с выставками везет – прошлая его московская ретроспектива прошла по музейным меркам относительно недавно, в 2009-м ее устраивал фонд культуры «Екатерина». «Солнце в зените» для Инженерного корпуса ГТГ готовили, по словам директора музея Зельфиры Трегуловой, девять месяцев, то есть это уже выставочный выбор нового руководителя галереи, назначенной на эту должность в феврале 2015-го и любящей этот самый «суровый стиль».

Еще в статусе главы РОСИЗО Зельфира Трегулова в 2014-м подготовила проект о другом «суровом», Викторе Попкове. Тогда выставку показали в Москве в Академии художеств, а затем возили в Лондон и в Венецию в рамках обменных культурных годов. Сейчас в самой Третьяковке на март намечен показ еще одного представителя этого возникшего на рубеже 1950–1960-х направления, Гелия Коржева. (Показ его работ – «Библия глазами соцреалиста» – в Москве в 2012 году делал Институт русского реалистического искусства). «Суровый стиль», к которому часто обращаются на выставках последних лет, был этакой «лазейкой» реалистической живописи в советское время. Все-таки не выхолощенный соцреализм и не андеграунд, сегодня разным институциям его удобно показывать как «реабилитацию» реалистической живописи. «Суровость 60-х пришла от жизни в противовес официальной лакировке, и для нас был важен реализм правды. Время было тяжелое – послесталинская эпоха, оттепель и снова нападки», – говорил Салахов в давнишнем интервью «НГ».

У самого него «реализм правды» – именно что в суровости, в мужественности живописи. Многие картины того периода, главного у Салахова, – вариации на тему серых, коричневых, вообще темных тонов. Ограничивая себя в цвете, художник воплощал то, что было бы адекватным настроению и жизни рабочих, а дальше давал волю тональным колористическим поискам. Хрестоматийные «Ремонтники», «Женщины Апшерона», «У Каспия», «Нефтяник» напоминают стоп-кадры, и одновременно в них есть интенция превратиться в монументальные фрески, где краски приглушены, а герои отстраненны. Реализм Салахов, конечно, поэтизирует, но по-своему. Давая крупные планы, показывая героев пусть погруженных в свои размышления, пусть уставших и не контактирующих со зрителем, попросту его не замечающих, но он всегда представляет людей статных. Они герои еще и в смысле своей могучести, и в том смысле, что сравнить «суровые» картины можно не только с фресками, но и с рельефами – живопись молчалива и скульптурна. При этом, ища оттенки серого, например, в «Нефтянике», Салахов многоголосие темных тонов, которые художник проигрывает и в скульптурно проработанной голове главного героя (будто бы он не пишет ее, а лепит), вдруг разбавляет простым акцентом – красным мундштуком, оказавшимся в самом центре «кадра». Вообще красочная поверхность, фактура картины для Салахова очень важны. У того же «Нефтяника» лицо написано пастозно, а на дальнем плане кисть работает легче, оставляя просвечивать загрунтованный холст. И это не все: по красочным пятнам Салахов делает акценты, процарапывая тонкие линии. Полотно он и пишет, и «строит», и «лепит», и «изымает» потом лишнее. А, как сказали бы сейчас, брутальность характерна не только для людей физического труда, художник и композитора Кара Караева представляет без парадности, без внешнего проявления озарения – просто человеком, задумавшимся о чем-то своем. За этот портрет, показанный в 1962-м с несколькими другими его картинами, включая «Нефтяника», в павильоне СССР на Венецианской биеннале, Салахов получил в 1968 году Госпремию СССР (вручили ее еще за другие «суровые» вещи – «Ремонтников», тоже гастролировавших на биеннале в Венеции, и картину «У Каспия»). Жаль только, к «суровым» произведениям, которые «держат» залы выставки, не привезли из Азербайджанского музея искусств «Тебе, человечество!», считающееся предчувствием космического полета. Огромную картину впервые – так совпало – Салахов показал в Баку 12 апреля 1961-го.

Притом Салахов всегда был еще и общественным деятелем, занимал всевозможные посты и получал всевозможные награды. Но важно еще, что старался помогать художникам – к примеру, спас «Геологов» Павла Никонова, которых автор после Манежной выставки 1962-го собрался смывать. Или вот благодаря Салахову прошли первые в стране выставки и Роберта Раушенберга, и Фрэнсиса Бэкона, и Джорджо Моранди, и даже Гилберта и Джорджа… Что касается салаховского искусства, на суровости он вовсе не «зацикливался», он вообще – жизнелюб. Мир частной жизни у него отражался портретом дочки Айдан, качающейся на игрушечной лошадке, где основной цвет – белый, как знак пронизывающего портрет света. (К слову, спустя много лет художник сделал авторский повтор этой работы, и изображение будущей художницы и галеристки было продано в конце 2015-го на аукционе Sotheby's.) Салахов пишет мать, друзей, пейзажи разных географических широт, натюрморты, и хотя тут показывают и туманную, какую-то кафкианскую Прагу, но чаще темперамент бакинца дает себя знать в любви к чистым, интенсивным краскам.

Его работы конца 1990-х – нулевых годов – они собраны в отдельном маленьком зале – можно принимать или не принимать. Стилистически в них нет новаторства, и они, конечно, слабее «суровых» произведений. Но любопытно, что даже когда этот художник пишет жену Варвару с письмом, то ассоциирующийся с Вермеером сюжет – девушку, читающую письмо, – Салахов дает совершенно иначе, именно в своей оптике. Основательность форм и яркие краски – то, что ему свойственно, и то, что появляется и здесь взамен вермееровской мягкой, нежной, тонкой гаммы. Тут на стене висит, кажется, икона, в зеркале отражается картина с обнаженной – все рядом и про приятие жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
414
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
367
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
430
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
327

Другие новости