0
3942
Газета Культура Интернет-версия

21.03.2016 00:01:00

Веселый путеводитель по одиночеству

Тэги: выставки, гараж, ретроспектива, виктор пивоваров


выставки, гараж, ретроспектива, виктор пивоваров Почти сюрреалистические повороты сюжета. Фото автора

Нынешняя ретроспектива Виктора Пивоварова – фактически первый большой кураторский проект «Гаража» в новом здании, устроенный в преддверии 80-летия художника, которое будут отмечать 14 января 2017 года. Впрочем, Пивоваров, самый сюрреалистичный из московских романтических концептуалистов, на недостаток музейных выставок посетовать не может. Только с начала миллениума его персональные проекты в 2004-м показали Третьяковка и Русский музей, а Московский музей современного искусства – в 2005-м и в 2011-м. Казалось бы, что тут добавить? «Гараж» претендует на «попытку исчерпывающего представления», начиная с ранних вещей 1970-х. Правда, большинство произведений тут – из собрания художника и несколько – из музейных коллекций. Поэтому главное – в формате показа, который здесь предпочитают называть не ретроспективой, а путешествием.

«Бывает так: какая-то истома...» Нет, не истома – может, дрема? И копошение видений и сомнений? И взгляд, стремящийся куда-то далеко, за горизонт, но «зацепившись» за него, несущийся вспять бумерангом. К ручью, из которого невозможно напиться, в комнатку маленькой квартиры одинокого человека, к повседневности, к «Сутре страхов и сомнений», к фантазийным таблицам наподобие ботанических атласов (это пивоваровские сады), только фантастических и нарисованных на страницах какой-то амбарной книги. К небольшой вселенной персонажей, важных для московского романтического концептуализма.

«След улитки» – что-то еле уловимое, почти эфемерное. Как новая выставка. «След улитки» – это ее, выставки, маршрут, но вместе с тем определить, что эта выставка о том-то и о том-то, трудно, как рассмотреть пресловутый «След улитки». Все осязаемо, добротно сделано, и все как будто виляет, уводит то в одну, то в другую сторону. В этом смысле выставка про жизнь. И про воображаемое. Реальное и сюрреалистичное.

Для путешествия, или странствия, как еще зовет свою выставку Пивоваров, он вместе с куратором Екатериной Иноземцевой даже написал путеводитель. Можно прочесть с начала до конца и задом наперед, отложить и по 11 главам-остановкам двигаться, выискивая интерпретации самостоятельно. Концептуализм этому благоволит. Художник – романтический герой-странник и герой-одиночка независимо от социального статуса. Но это именно что романтический концептуализм, насквозь прошитый юмором и перешагивающий романтические границы. Уже хотя бы потому, что бытовые детали обычно «убивают» романтическое состояние, а Пивоваров сознательно подробен. И когда вы оказываетесь в комнате одиночества, где соседствуют ранние, 1975 года, «Проекты для одинокого человека» и часть альбома «Сад» с подзаголовком «Где я?» (Пивоваров, как и Илья Кабаков, разрабатывал жанр концептуального альбома из разброшюрованных листов с рисунками и текстами), звенящая тишина этой самой отчужденности и отстраненности садится на «рифы» юмора. На расписанные и отрисованные до мелочей распорядок дня одиночки (да что там – даже его сновидений за неделю) и обстановку его жилища с непременными таблетками от головной боли на столе. И на повторяющийся на каждой странице альбома вопрос сбежавшего от мира героя «Где я?», вопрос, встающий ребром и при взгляде на небо, и, спасая все это от романтического же пафоса, в сортире. Пивоваров запускает на выставку лирического героя, устанавливает его в романтическую позу, но это именно поза, от которой художник мгновенно отделяется и смотрит на все происходящее разом и изнутри, и со стороны. Все это, а выставка размещается в трудном, достаточно узком и с невысокими потолками, пространстве Восточной галереи, архитекторы показа Екатерина Головатюк и Никола Русси «упаковывают» в ячейки маленьких комнат, почти коммунального пространства. Из зазоров между залами через окна с улицы бьет свет. Внешнее и внутреннее если не перемешиваются, так перемежаются – близкий художнику прием.

У Пивоварова почти не бывает технического non finito, наоборот, его эстетика – в столкновении сделанности, отточенности с недосказанностью смысловой. Хотя ипостась иллюстратора, навоображавшего причудливый логотип журнала «Веселые картинки», проиллюстрировавшего «Оле-Лукойе» и много чего еще, осталась за скобками теперешнего странствия (за исключением «Черной курицы» Погорельского, о которой потом), ее не скрыть. Виртуозный рисовальщик, Пивоваров и в живописи работает как график – контуром. Техника лишь подтверждает, что он – художник-рассказчик, и изображения и слова в работах добавляют друг другу новые оттенки.

А выставка следит за скитаниями его лирического героя, такого родного российской культуре маленького человека, бросая того из огня да в полымя. Почти в середине пути он попадает в «зону турбулентности» – комнату переходных состояний. По периметру развешаны этакие доведенные до абсурда записки, сделанные по мотивам мамлеевского рассказа «Управдом перед смертью». В центре стоит куб. Внутри него с одной стороны оказывается построенная специально к выставке по иллюстрации Пивоварова к «Черной курице» инсталляция: комната старушек-голландок, открывающая путь в подземное царство. С другой стороны – картинка «Окно мальчика», ротозея, подглядывающего с улицы за раздевающейся феминой. Вслед за этим логично и иронично настает время мучений – зал с длиннющим свитком «Сутра страхов и сомнений»: «Страх пустых помещений/ Страх радикальных решений». Композиционно это – середина путешествия, после них должен бы наступить перелом. Но «След улитки» выводит их к новым мечтаниям – к платоновским эйдосам, у концептуалиста напоминающим манекенов Джорджо де Кирико, если бы их обрядили в цветные средневековые одежды. Эйдосы, идеи стали манекенами! «Теория, мой друг, суха,/ Но зеленеет жизни древо», – и художник действительно заставляет эти фигурки жить, наделяя даже чувствами.

Пивоваров любит работать со смысловыми зазорами, открывающими длинные перспективы ассоциаций. В этом смысле концептуализм – очень интерактивное искусство, у зрителя просто нет шансов остаться пассивным. Художник – играет. Созерцание, меланхолия, улыбка – все вместе, как на качелях. Потому ему легко вывернуть наизнанку пространство в «Длинной-длинной руке», которая гладко-гладко написана нитроэмалью по оргалиту, как казенный советский плакат, а увлекает в фантазии с домом, превращающимся в улицу, с человеком, по руке которого гуляют человек с собакой и навстречу им – муравей. Обыденность узнаваема и в то же время сюрреалистична.

У «Следа улитки» нет пункта назначения, в этом смысле романтическая поза героя-скитальца оставляет вас с носом – перед садами, атласами, схемами и тремя цветными кругами (привет квадратам Малевича). Круги 2014-го – не самые интересные пивоваровские вещи, в этой фигуре много символического, но им, кажется, недостает изящной пивоваровской иронии, переключения регистров. С другой стороны, путешествие без конечной остановки может быть и метафорой творческого пути, созерцательности художника вообще, и своеобразного бегства от мира, внутренней эмиграции и лирического героя, и человека. А «След улитки» ведет дальше в Пушкинский музей (там будет одноименная картина), где с завтрашнего дня можно искать пивоваровские «Потерянные ключи», вступая в диалог с живописью Северного Возрождения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
408
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
428
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
367
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
452

Другие новости