0
2275
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2016 00:01:00

Говорит абонент Николай Васильевич

Тэги: дом гоголя, выставки


дом гоголя, выставки «Мертвые души» распадаются и собираются. Фото со страницы Нового крыла Дома Гоголя в Facebook

Новое крыло Дома Гоголя продолжает экспериментировать с выставочными форматами и, конечно, помнит Гоголя. Кураторский проект Марии Андрющенко, искусствоведа, прошлогодней выпускницы совместной программы Smolny\Bard College «Арт-критика и кураторские исследования» озаглавлен «.txt»  - по формату компьютерного текстового файла. И ставит классика Гоголя и шесть современных художников, поэтов, sound-artist'ов на перекресток традиционного печатного текста и новомодных медиа. Причем экспозиция, стараясь не потерять в образности, обошлась без единой картинки в том смысле, как это принято понимать в выставочных пространствах.

Хотя история и не знает сослагательного наклонения, все-таки интересно знать, каким было бы, например, гоголеведение, работай писатель на компьютере, где есть возможность максимально легкой редактуры, которая часто не оставляет следов отринутой автором мысли и хроники творческого процесса. Впрочем, как известно, писатель оставил исследователям задачку куда труднее... В Новом крыле Дома Гоголя к писателю относятся с «живым» почтением – уважают, восхищаются, притом не боясь с ним шутить и проделывать современные трюки. Уходят от него на почтительное расстояние проектов о современном искусстве вообще – но непременно к своему герою возвращаются. Открывалась эта выставочная площадка на Никитском бульваре осенью 2014-го экспозицией Алексея Трегубова и Анны Румянцевой с названием-хэштэгом «#АВТОРЖЖЕТ», задав планку вариациям на тему гоголианы на просторах contemporary art.  Эти же художники-кураторы устроили остроумную выставку-мистификацию «Игроки». А  арт-критик Валентин Дьяконов, отталкиваясь от продолжения «Мертвых душ», придумал проект «Второй том», в котором Гоголь был назван «предтечей гражданской журналистики», а сама экспозиция строилась как попытка сопряжения гоголевских слов с наблюдениями за жизнью современных художников. Гоголевские вариации здесь ищут по-разному, то приближаясь и стараясь работать на его поле, то удаляясь от писателя. Со всех тех проектов сохранились картинки, а теперь открылась выставка без картинок. 

Для впечатления от «.txt» в целом важнее всего эксперимент с тем, какой может быть выставка в принципе и о классике в частности. В фокусе внимания оказывается формат, прием, и если воспользоваться аналогией с тем, как на экспликациях указывают технику создания произведений искусства, то техника создания выставки – факс, мобильный телефон, интерактивная панель и собственно печатный текст. В заглавие экспозиция взяла намеренно несколько архаизированное расширение «.txt», настаивая, что текст – главный герой, что он-то не может быть устаревшим и что тут он – не документ, а источник образов. Импульс к воОБРАЖению.

Гоголя авторы «.txt» обрамили современностью – открыли проект офисными факсами (впрочем, уже отошедшими в прошлое), посредством которых Катя Исаева превратила комедию «Утро делового человека» в бесконечно обновляющуюся бумажную ленту (одновременно здесь  и воспоминание о древних свитках) и завершили разговорами по мобильным телефонам, эдакими «голосами улиц», но голосами гоголевскими – в инсталляции Елены Демидовой и Олега Макарова «Неудобное». На нынешнюю реальность офиса и на повседневность улицы классические тексты и реплики ложатся хорошо.

А внутрь этой «рамы» помещены тексты, разъятые на фрагменты. Павел Арсеньев в «Машине письма» «Гоголь» проецирует на кипу распечаток зачеркивания и правки (такая ирония в адрес компьютерной эры поначалу выглядит не очень свежим приемом) и предлагает автоматизированную работу с текстом в несколько этапов. Самой веселой фазой оказываются «Выбранные места». Согласно комментарию автора, эта процедура «позволяет выделять и копировать достойные того выдержки из произведений самого широкого функционально-стилистического диапазона, удовлетворяя уже более изысканную страсть, нежели переписывание, – страсть к избирательному повторению уже состоявшихся формулировок». Здесь работа выходит на уровень самоиронии, что спасает идею сопоставления несовременной машинописи и компьютерных технологий от тривиальности. И заодно мимоходом, без нажима, напоминает: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Итак, по ходу выставки, текст, пришедший в офис и прошедший обработку, распадается на детали-слова, тут же собираясь в плотно заселившие все стены комнаты страницы инсталляции Андрея Черкасова «Избранные места из собрания сочинений». На бумаге  столбцами слова: «душа, душа, душа...» или рядом – «пропала, пропала, пропала...», а неподалеку – «подлец»,  – смешные сочетания. Сделанная с помощью big data лингвистическая каталогизация у Черкасова приближает Гоголя почти к концептуализму (столбцы слов отдаленно напоминают «Стихограммы» Пригова,  правда,  проще, чем у него, сделанные). По-кураторски выставка  сделана стройно, с учетом ансамблевости работ,  и за «Избранными местами...» следующим звеном  «цепляется» «Гоголь-граф» Анны Толкачевой – интерактивная машина-генератор с тэгами «Чичиков», «человек», «душа», которая выявляет самые частые сочетания слов в известной поэме и озвучивает в итоге свой, машинный новый текст с абсурдистскими фразочками.

От исходных данных до голосов с улицы, от целого до фрагмента, от полотна текста до одного слова и  до вновь зазвучавшей фразы – «.txt» не думает совершать литературоведческие открытия, раскладывая гоголевские произведения на части и собирая из них что-то свое, новое. Гоголь тут – и герой, и исходный материал, и стимул. С писателем как будто вступают в словесную дуэль, но нужно это, чтобы его же словами парировать современности. Притом что к его текстам, даже измельчая их почти до неузнаваемости, относятся бережно – не навязывая исходному произведению того, чего в нем нет, а, напротив, подчеркивая, что все вариации возможны благодаря его современности.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
350
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
996
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1168
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1802

Другие новости