0
3578
Газета Культура Интернет-версия

29.09.2016 00:01:00

Театры стареют азартно

Тэги: театральный фестиваль, старейшие театры, калужский драмтеатр, моноспектакли


театральный фестиваль, старейшие театры, калужский драмтеатр, моноспектакли Спектакль «Месяц в деревне» ярославской труппы – живая классика в современной обработке. Фото предоставлено Калужским драматическим театром

Первый фестиваль «Старейшие театры России» был проведен к 225-летию Калужского драматического театра, почти 15 лет назад. В нынешнем году здесь впервые прошел еще и смотр моноспектаклей И, если постановки большой формы стали устоявшимся творческим отчетом театров за последние сезоны, то камерные для калужского зрителя оказались сродни новаторскому эксперименту.

Сегодня у Калужского театра уже три площадки – это Большая и Малая сцены и недавно оборудованная «Сцена под крышей». На ней за время фестиваля прошли мастер-классы приглашенных режиссеров – Евгений Марчелли, например, рассказал о границах интерпретации театре. Встречи с актерами – Калугу посетил Евгений Стычкин. А также лекции театроведов и финал (в форме цикла читок) конкурса инсценировок «По мотивам…», куда драматурги присылали сценические переложения классической прозы. Что еще раз доказывает: «хлебом» для региональных театров остается именно классика. Об этом говорит и афиша фестиваля, которую собрали директор театра Александр Кривовичев и арт-директор форума Григорий Заславский. Ярославский театр привез тургеневский «Месяц в деревне», Тульский – «Расточителя» Лескова, гость фестиваля – Тбилисский русский театр – «Холстомера» Толстого. Попытку переложить классику на современные рельсы предпринял Рязанский театр в постановке «Короля Лира». Режиссер спектакля Гульнара Галавинская, известная своим эклектичным стилем, нашла эквивалент шекспировской идеи губительного самообмана в визионерских метафорах Рене Магритта. Севастопольский театр представил вольную инсценировку по рассказам Чехова под названием «#Тодасе» Никиты Гриншпуна. Актуальным автором века 20-го театр вновь находит Михаила Булгакова. Сразу два его названия встретились в афише. Рыбинск привез на фестиваль «Зойкину квартиру» (показ прошел не без мистических случайностей), а Пенза к юбилею своего худрука Сергея Казакова поставила «Кабалу святош». И хотя спектакль ученицы Камы Гинкаса, режиссера Ирины Керученко, не стремится быть злободневным, текст Булгакова говорит сам за себя – словно с сегодняшних газетных заголовков снята тема отношений театра и религии – «проделок» и публичных самооскорблений святош.

Событием для фестивальной публики становился почти каждый моноспектакль спецпрограммы «Актер&Коврик». В Новокузнецком театре давно проводятся лаборатории по углубленному изучению творчества того или иного писателя. Драматург Александр Вислов («перебежавший» из стана театроведов), прочтя книгу с опубликованным следственным делом Владимира Маяковского, написал пьесу «Живой Маяковский (Рассказ товарища Локтева)». Моноспектакль по этой пьесе-мокьюментари, чуть приоткрывающий тайну последних минут жизни поэта, актер Новокузнецкого театра Артур Левченко играет как историю маленького человека, этакого Акакия Башмачкина, мечтающего хоть на полстрочки оказаться в анналах истории. Герой с забавнейшим, но абсолютно реальным именем Шефтель Шефтелевич Локтев был книгоношей, курьером Госиздата, именно он предпоследним видел Маяковского незадолго до самоубийства. И тогда он становится (уже по воле драматурга) рассказчиком этой полуфантастической истории – как открыл дверь поэт, как посмотрел, что сказал, а слушателями становимся мы – зрители. Даже не подозревая о том, мы в зале вмиг становимся трудовым коллективом, перед которым в некоем Доме Культуры послевоенных лет, выступает этот несуразный человек, однажды прикоснувшийся к великому. Стихия игры здесь, не спрашивая, захватывает всех – подсадные зрители, передающие записочки, как на партсобрании, вдруг заражают «обычных», те тоже начинают придумывать каверзные вопросы оратору, и мы сразу можем видеть, как отвечая на незапланированные вопросы, актер ловко импровизирует. Сегодня в тренде театр, где зритель не только перестает быть пассивным наблюдателем, а, напротив, – активно включается в действие. Новокузнецкий театр придумал свою альтернативу модному «променаду» и хотя зрители по-прежнему оставались в своем статичном положении, перевертыш с помощью игры произошел – в воображении.

Аналогичная метаморфоза произошла со зрителем на вербатим-драме Елены Исаевой «Тюремный психолог», в котором сыграла Алеся Маньковская, специально приехавшая в Калугу из Лондона. История об уголовном психологе, оказывающемся по ту сторону баррикад, когда за измену любимого мужчину ударяет пепельницей, сыграна, как и принято в документальном жанре – на отстранении. Актриса с нежной интеллигентной натурой исповедуется в грязном, кровавом преступлении. В этом есть безусловная отсылка к «Июлю» Ивана Вырыпаева, где полный крови монолог шестидесятилетнего мужчины, убийцы и каннибала, должна, по предписанию драматурга, исполнять женщина. Моноспектакль, как по нотам, поставлен между одной чашкой, двумя платьями и четырьмя стульями (режиссеры Константин Каменский и Валерия Суркова). И наверняка остался в восприятии зрителей на грани культурного шока (все-таки ухо калужан не настолько привычно к откровенной и свободной лексике новой драмы) и удовольствия гурмана, который после всех традиционных блюд, да простят мне гастрономическое сравнение, попробовал что-то остренькое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1970
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
1645
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
2034
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
2826

Другие новости