0
2550
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2016 00:01:00

Как обнуляли искусство

Тэги: мировое искусство, группа zero, мультимедиа арт музей


Гвоздь для художника – символ агрессии и защиты одновременно. Фото автора
Гвоздь для художника – символ агрессии и защиты одновременно. Фото автора

Выставкой «Группа Zero: Гюнтер Юккер, Хайнц Мак, Отто Пине» о движении, возникшем в 1957-м в Дюссельдорфе, но ставшем международным, Мультимедиа Арт Музей (МАММ) продолжает линию показов в Москве знаковых для послевоенного мирового искусства явлений. В 2010-м на Остоженке представляли Fluxus, годом позже – arte povera. Каждое из этих трех направлений внесло лепту в демократизацию искусства – как и в размывание его границ. В группе Zero это происходило, в частности, посредством гвоздей и побегов в пустыню.

Провозгласивший, что «искусство перестает быть делом одиночек», Гюнтер Юккер, конечно, не был первым в стремлении демократизировать творческий акт и дать ему новую точку отсчета. На послевоенной арт-сцене об этом во весь голос заговорил, например, концептуализм. В частности, припоминая Марселя Дюшана, редимейды которого показали, что искусством отныне может называться все. По-своему за расшатывание традиций и рамок брался еще русский авангард, в частности, с Малевичем, объявившим по поводу своего раннего супрематизма о преображении в «нуле форм». И с Татлиным, который «постановил»: «Искусство – в жизнь!» Примеры можно множить долго.

К слову, не был Юккер пионером и среди зачинщиков Zero: в выставочном подзаголовке он фигурирует первым, но к Маку и Пине художник присоединился только в 1961 году. В 1967-м группа сошла на нет – последняя их совместная выставка прошла в Бонне в конце 1966-го. Но художники продолжали работать – и многие вещи на теперешней выставке, организованной с Фондом Zero (который был основан в Дюссельдорфе относительно недавно, в 2008 году), датируются более поздним временем. В поисках новой точки отсчета для искусства группа Zero интересовалась, в частности, развитием техники и индустрии и в этих своих порывах была близка французской GRAV (Группе по исследованию визуального искусства) и американской «E.A.T.» («Эксперименты в искусстве и технике»). Это были общие, поверх границ, поиски нового.

Кинетические фокусы и оптические трюки у «обнуливших» искусство были в крови, и один из двух залов московского довольно скромного по масштабам показа отдан как раз таким работам. «Разные колонны» Хайнца Мака (1960–1969) из плексигласа, стекла, стали и даже снабженные электрическим мотором, цепляют взгляд идущего мимо зрителя: именно при нашем перемещении и изменении угла падения света условные «орнаменты» на колоннах начинают «оживать» и взаимодействовать со средой. Неподалеку – другая вариация взаимодействия со светом и пространством, «Три синих светящихся привидения» Отто Пине (в Москве показывают реплику 2012 года с опуса 1966-го), светильники, то загорающиеся, то потухающие, но так, что четвертый – их на самом деле столько – всегда остается не в счет, «не в такт». Возможно, оптические игры тут говорят и об иллюзиях другого рода: среди четырех физически данных объектов один – всегда «другой», присутствующий, но оставленный «за скобками»?.. Имеются тут же и подсвеченные вращающиеся круги с вбитыми в них Гюнтером Юккером плотно, почти тесно, гвоздями («Космическое видение (пять световых дисков)» 1961–1981-го) – зрители с удовольствием все это фотографируют...

Странно, объекты на выставке предложено воспринимать как поиски новых средств выразительности и новых форм, а вслед за тем и новых пространств, коли уж во втором, отданном преимущественно видео, зале показывают фильм Мака «Проект Сахара», где тот всеми способами экспериментировал с преломляющимся светом, так что это действо напоминает декорации для научно-фантастической ленты, – но в отрыве от всех исторических обстоятельств. В устройстве многих сегодняшних выставок есть тенденция к отказу от подробных комментариев, которые публика якобы не читает. Zero в этом смысле предлагается смотреть примерно так же, как недавно, скажем, в Пушкинском музее Кранахов со всей их символикой. Есть вводная – и практически схематично обобщенная – экспликация, а дальше – тишина, лишь этикетки с названиями произведений. В МАММ, правда, еще привезли газеты с текстами и интервью о Zero, но все-таки около самих работ ждешь большего количества слов. О том, что пресловутые юккеровские гвозди, которые в видео 1969 года «Поход гвоздей» он в течение 20 минут с раздражающей монотонной настойчивостью забивает буквально во все, что появляется на его пути, от земли и лужи до машины и рыбы – не поддалось, кажется, только куриное яйцо, – это не просто эпатаж, но и воспоминание о военном времени, когда тот спасал семью, заколачивая окна и двери дома. Что гвоздь для него – двоякий символ агрессии и защиты одновременно. И что для Отто Пине работа со светом тоже, вероятно, выросла из войны, вернее, из границы между войной и ее окончанием, когда в домах снова разрешили зажигать свет. И что оставшаяся на видео 1972 года одна из самых известных работ Пине «Олимпийская радуга» со взмывшими в завершение соревнований над Мюнхеном цветными трубками с гелием была попыткой выразить хоть какую-то надежду на возможность согласия, и сделано это было в траурной атмосфере после убийства части израильской сборной палестинскими террористами из «Черного сентября». Группа Zero ведь была обнулением, возникшим не просто из отрицания, а из опыта. Ноль был точкой отсчета, когда потребовались новые, простые и понятные слова.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
407
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
428
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
365
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
452

Другие новости