0
2502
Газета Культура Интернет-версия

30.11.2016 00:01:00

Какая она вам бабушка?!

Тэги: художники, марина абрамович, перформанс


художники, марина абрамович, перформанс Фото Gettyimages

Свой день рождения одна из самых знаменитых художниц перформанса начнет с ответов на вопросы в Tumblr, и в этом тоже проявляется то, что Марина Абрамович превратила жизнь в перформанс, а перформанс в жизнь. 

Другим ее подарком зрителям стали мемуары "Путешествие сквозь стены" - в России, где выставку художницы показывал "Гараж", книга выйдет в 2017-м. Девочка из Белграда, которая провела детство под жестким, практически военным материнским контролем после того, как семью оставил отец, стала олицетворением перформанса в том его очищенном от всяких наслоений определении, когда художник сконцентрирован на своих ощущениях. 

Ее работы эпатажны, начиная с ранних, когда, например, как в "Ритме 0" 1974-го она разложила перед публикой 72 предмета, от невинных до пистолета, назвав себя "объектом" и предоставив публике свободу действия. Что делать со свободой, каково быть объектом ее применения, - не праздные для Абрамович вопросы: тогда постепенно стала проявляться опасная для художницы агрессия публики. Но вместе с тем в эпатажности порой много трепетной человеческой незащищенности. И когда в перформансе "Энергии покоя" 1980-го их с ее возлюбленным Улаем (немецким художником Уве Лайсипеном) разделяла натянутая тетива лука с направленной в ее сторону отравленной стрелой. И когда свое расставание в 1988-м они отметили путешествием в 90 дней навстречу друг другу, чтобы, увидевшись, расстаться на Великой Китайской стене. И когда Улай пришел на ее перформанс 2010-го "В присутствии художника", где зритель садился напротив художницы, и они пытались установить невербальный контакт, - при Улае Абрамович не сдержала слез. Впрочем, как не выкинешь слова из песни, из перформанса, если они с жизнью прорастают друг в друга, тоже. Некоторое время назад Улай подал на художницу в суд - за то, что та стала указывать только свое авторство в их работах и что не предоставляла отчета о доходах от совместных работ... Он выиграл.

Мужественный художник, размышляющий о войне (за "Балканское барокко" 1997 года Абрамович получила Золотого льва в Венеции), основательница института перформанса в Нью-Йорке (в Цетине центр ее имени планирует открыть Марат Гельман), "бабушка перформанса", как ее, не первую в этом направлении, но выведшую это искусство на новый уровень, зовут, Абрамович - и женщина с непроницаемым выражением лица в работе (для самозащиты?), и светская львица в фотохронике. В 2011-м она сыграла в опере Роберта Уилсона "Жизнь и смерть Марины Абрамович", думается, и потому, что не бояться переходить границы и себя исследовать - признак молодости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
402
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
420
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
359
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
447

Другие новости