0
6913
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2017 00:01:00

Глотнул свободы. Запил. Загулял.

Тэги: театр, современник, премьера, амстердам, александр галин, михаил ефремов, театральная критика


Миллионер Скворцов приехал в столицу Нидерландов. 	Фото с официального сайта театра
Миллионер Скворцов приехал в столицу Нидерландов. Фото с официального сайта театра

Александр Галин, которого давно уже и, наверное, не без оснований называют живым классиком отечественной драматургии, написал новую комедию «Амстердам» и отдал ее в театр «Современник». Естественный жест, имея в виду, что в разные годы здесь шли его пьесы «Стена», «Восточная трибуна», «Звезды на утреннем небе», «Титул», «Аномалия», «Аккомпаниатор», «Дзинрикися»… Некоторые из них он сам и поставил, но в этот раз право поставить новую комедию Галина отдали актеру и режиссеру Сергею Газарову, который много лет назад вместе с Табаковым успел поработать над фильмом-спектаклем по пьесе Галина «Крыша».

Помимо Газарова, над спектаклем работали художник Алла Коженкова, композитор Алексей Айги и другие достойные люди, роли (их немного) играют Михаил Ефремов, Алена Бабенко, Шамиль Хаматов, Евгений Павлов, Дарья Белоусова и Виктория Романенко.

Что сказать о спектакле? О пьесе? Важно же не обидеть людей, чрезвычайно чувствительных к любым неловко высказанным замечаниям и к замечаниям вообще. Лучше вообще ничего не говорить ни о пьесе, ни о постановке, поскольку сюжет, если попытаться пересказать его в нескольких словах, – о том, что геи тоже люди. Может, мысль и верная, но в принципе такие вот истории вызывают некоторую досаду своей схожестью, потому что вместо геев легко подставить евреев, например, или олигархов, или, наоборот, – рабочих. Одно время, достаточно давно, даже можно было говорить, что интеллигентом может быть и простой рабочий и образование в этом деле не важно, главное – врожденная деликатность и т.п. В «Амстердаме» главный герой, екатеринбургский миллионер Скворцов прилетает в Нидерланды, чтобы встретиться с семьей, которая ныне проживает в Лондоне. Так сказать, на полпути он – человек консервативных привычек и представлений о жизни и мире – и вот вдруг сталкивается с новыми для него людьми, поскольку быстро выясняется, что сын и его товарищ прилетели в Амстердам главным образом для того, чтобы принять участие в гей-параде. Ну, там дальше все как-то нормализуется, выясняется, что сын-то вовсе не гей… И вообще… Короче говоря, ничего страшного. Скворцов трезвеет и вместе с этим все и всё возвращаются на свои места – в смысле представления его о мире и семье. Коротко – так.

Но дело не в этом. Очень трудно что-то сказать об актерских работах, поскольку – если судить о пьесе по тому, как она прозвучала на премьере со сцены «Современника» на Яузе (хотя так судить о пьесе неправильно и вообще, считается, непрофессионально – и правильно считается, но что поделать, приходится судить пока так, за что – простите, уважаемый Александр Михайлович), – очень трудно что-либо сыграть в двух-трех репликах, почти не позволяющих обнаружить какой-никакой объем роли, вытащить из этих немногих реплик и коротких появлений характер, хотя, как известно, классики говорили, что маленьких ролей не бывает… Черт их, классиков, разберет! Некоторые наверняка смотрели фильм «Ширли-мырли», где у Олега Николаевича Ефремова эпизодическая роль соседа Николая Григорьевича и на все про все у него два ответа: «Дай бог каждому!» и «Не дай бог никому!», и раз по 20 он произносит одну и другую, и каждый раз – с новой интонацией, в общем – гениально играет, иначе не скажешь.

Вот об «Амстердаме» стоит говорить, и смотреть его, на мой взгляд, необходимо, чтобы увидеть, как играет Скворцова Михаил Ефремов. После спектакля некоторые известные зрители даже принялись сравнивать и спорить, который из Ефремовых получше, погениальнее будет. Спор бессмысленный. Кстати, можно предположить – предположить, – что сына Скворцова мог сыграть служащий в «Современнике» Никита Ефремов, наверное, это было бы даже интересно, но – нет его в списке занятых в этой премьере.

Михаил Ефремов играет так, что блекнет все вокруг, он временами пережимает, а временами, складывается впечатление, позволяет себе чуть-чуть выглянуть из роли, как бы подглядывая из-за угла – ну, как? А если еще добавить: поверите? Не поверить невозможно, в пережиме даже он не теряет органики, и невозможно усомниться в реальности такого вот Скворцова, который в трусах рассекает по пятизвездочному номеру, выскакивает, пьяный, на балкон, чтобы поприветствовать шествующих на улице представителей сексуальных меньшинств и сочувствующих.

Пьяных в «Современнике» – на сцене театра, в разных его спектаклях – было много, и разных, по-разному замечательных, сыгранных с удалой бесшабашностью. Трезвеющих, пьянеющих, тяжело переживающих похмелье, навеселе, пьяных в стельку… В «Провинциальных анекдотах», в «А поутру они проснулись», в «Ревизоре», в «Кто боится Вирджини Вульф», в «Мурлин Мурло», в «Трех сестрах»… В этой галерее Михаил Ефремов теперь – еще один главный герой. Его игру можно назвать учебником ремесла – зритель видит его уже в изрядном подпитии, уже – в загуле и разгуле, в том, что в России традиционно называют мягким словом «расслабился», что может скрывать за собой и тихое пьянство, и многодневный запой с битьем родных и близких, посуды и в итоге – белой горячкой. Освободившийся от постоянного напряжения под губернаторским приглядом, от запретов и каждый день – новых меняющихся правил… Теперь вот требуют, чтобы семья вернулась и дети учились на родине… То ли еще будет. И вот – короткий глоток свободы, на два дня вырвался. И сразу запил. Загулял. Позволил себе. Он уже крепко выпил, а на наших глазах привычно смешивает в одном стакане содержимое сразу всех крохотных бутылочек из мини-бара, выпивает, не закусывая – кряхтя… Глядя на Ефремова, понимаешь, что такая игра нуждается в одном – в подробном ее записывании, описании. Больше ничего не надо. Ну и, конечно, – лучше один раз увидеть, чем сто… У него – у актера – нет форы, нет разбега (от первой рюмки, от «захмелел»), но это совершенно не мешает представить великое разнообразие масок, ужимок и прыжков, где человеческое и животное уже начинают не то что переплетаться, а заплетаться, как пьяный язык.

Трудно, конечно, сказать, как сильно все сказанное обогащает сюжет. Но и проигнорировать такую роль, не выразить восхищения тоже… Как? – Невозможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
270
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
282
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
193
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
122

Другие новости