0
3243
Газета Культура Печатная версия

31.01.2018 00:01:00

Декорации ожидания

Ирина Корина создала на Винзаводе инсталляцию "Не только про тебя"

Тэги: винзавод, выставка, ирина корина


винзавод, выставка, ирина корина Одна из частей инсталляции – «Волна» – исходит мыльными пузырями. Фото со страницы ЦСИ в «ВКонтакте»

Выставка Ирины Кориной, участницы основного проекта 57-й Венецианской биеннале, завершает стартовавший в прошлом году к 10-летию Винзавода цикл проектов «Прощание с вечной молодостью». «Не только про тебя» – site-specific art, ставший, по словам Кориной, «историей о смелости быть декорацией для декорации».

Пять частей обозначены на чем-то вроде «легенды», все как на ладони. А последнюю мучительно не можешь найти. Ира Корина, кажется, не дает зацепки: «Скала», «Волна», «Каскад», «Аллея» и «Небосвод» (его-то поначалу никак не сообразишь, где искать, не только потому, что небо сейчас зимне-серое). И «Не только про тебя» – заглавие, будто случайная реплика, повисшая над частями пейзажа. Как их соединить? Но Корина верна себе, верна давно выбранным материалам, и она рассказывает историю, показывая среду.

Баннерная ткань, пластик – приметы сиюминутности, повседневности, но и по ним будут судить о сегодняшнем времени. Дешевые материалы как вечное ощущение, что вот-вот, немного подождать, и все переменится. Нет ничего более постоянного, чем... «Скала», смехотворно величественная в своей открыточности, как в парке развлечений или задник для фотографии на курорте в семейный альбом. «Аллея», на которой плотно стоят то ли полуколонны из красного, как здания Винзавода, кирпича, то ли стволы деревьев. И одно неумолимо становится и фасадом, и изнанкой для другого, сквозь кору просвечивает кирпич. А между «стволов» висят тряпочки то с оленями, то популярной леопардовой расцветки. Или «Каскад»: крыши-козырьки, норовящие сложиться, аки карточный домик, в попытке мимикрии в расцветку под «внушительную» кирпичную стену. «Волна» – огромное полотнище, накрывшее крышу уходящей вниз избушки-«Атлантиды». Волна эта, если приглядеться, попутно исходит мыльными пузырями, а потом обращается в часть кирпичной стены. Кто гонит волну, превратившуюся в мыльный пузырь? Снег и ветер потихоньку уравнивают эту выставку-декорацию в правах с другой – архитектурой Винзавода.

На фестивале «Архстояние» в 2016-м Ира Корина с Ильей Вознесенским поставили в лесу «Теневой павильон», импровизированную беседку, эдакий парковый павильон из сподручных материалов современности – заржавевших щитов ОМОНа. Было пограничное ощущение двух вроде бы противоположностей: страха и спокойствия. Знаменитую и знаковую инсталляцию Кориной «Показательный процесс» в 2010-м показывала галерея XL на Винзаводе: яркую, но аморфную пластилиновую массу в клетке можно рассматривать и как метафору апатии, и как медленно, но идущих процессов. Сейчас, когда давно стали привычными, к примеру, тряпицы, которыми завешаны фасады зданий, эти отличные от лиц «личины», нынешнюю «тотальную инсталляцию» на Винзаводе тоже поначалу можно пропустить, но в том и суть, что жизнь – в ожидании события и в проявлении будничности.

В будничность художник добавляет дозированную меру гротеска, которая делает работу комментарием, декорацией к действию, это и жизнь в целом, и жизнь искусства. Что касается последнего, Ира и пишет, что «в этом действии важны самые незначительные детали... Нас ждет вечеринка мимолетности. Будьте внимательны, не пропустите невидимые и безмолвные фейерверки!». Возможно, это еще и о деталях, которые притаились, чтобы перевернуть представление о целом – это для современного искусства (да для всякого вообще-то) важный момент. В конце концов над тем пространством, где некогда был тот самый «Показательный процесс», замечаешь «Небосвод», деталь невидимую, пока не сделаешь полный круг по площади Центра современного искусства. Это вечно погожее небо в виде веера, или в виде следа, расчищенного дворниками на стекле, – тоже декорация, на фоне которой гнездо. Инсталлированный Кориной на Винзавод «пейзаж» – «Не только про тебя» – про всех. Про ощущение жизни и зыбкого водораздела между нею и искусством.

У концептуалиста Виктора Пивоварова есть такая картина-объект: в узком прямоугольнике, заключенном в грубую рамку, написано «Может быть все может быть». Так вот «Не только про тебя» – тоже сродни этому «может быть». И высящийся над пейзажем-декорацией «Небосвод» с гнездом может быть знаком надежды на обновление, может быть иронией на тему лаврового венка. А может быть напоминанием о возможности посмотреть с высоты если не птичьего полета, то все же как-то иначе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Уравнение с сотнями неизвестных и моральным успехом

Уравнение с сотнями неизвестных и моральным успехом

Дарья Курдюкова

В Музее импрессионизма представили проект-реконструкцию крупнейшего показа русского искусства за границей

0
1860
Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Сергей Козлов

Итоги международной выставки IDEF 2021 в Стамбуле

0
3425
Выставка. «Советский модернизм: Откуда: и куда:»

Выставка. «Советский модернизм: Откуда: и куда:»

0
312
 Выставка.  «Этюды о рисунках. Итальянский вклад в русский символизм»

Выставка. «Этюды о рисунках. Итальянский вклад в русский символизм»

0
309

Другие новости

Загрузка...