0
3638
Газета Культура Печатная версия

16.05.2018 00:01:00

По лестнице к Климту

Вена вспоминает 100-летие нового искусства марафоном выставок

Тэги: вена, музеи, выставки, густав климт, эгон шиле, отто вагнер, коломан мозер, модерн, экспрессионизм

Полная On-Line версия

вена, музеи, выставки, густав климт, эгон шиле, отто вагнер, коломан мозер, модерн, экспрессионизм Картины Климта над лестницей Музея истории искусств теперь можно рассмотреть совсем близко. Фото © KHM-Museumsverband

Сто лет назад не стало Густава Климта и Эгона Шиле, архитектора Отто Вагнера и художника, дизайнера Коломана Мозера. Реформаторы искусства, они привели и привили Австрии модерн. А Шиле шагнул уже и в экспрессионизм. Понятно, что, приехав в Вену, вы в любом случае окажетесь бок о бок с ними. За Климтом – и не только за «Поцелуем» – отправитесь в первую очередь в Бельведер, за Шиле – прежде всего в Музей Леопольда, пройдете мимо построенных Вагнером домов и, вероятно, даже мимо бывших железнодорожных станций (на теперешних линиях метро U4 и U6). Но, посвятив 2018-й памяти четырех этих мастеров, сейчас в городе подготовили целый марафон выставок, представляя их общей темой «Красота и бездна».

Fin de siecle в Вене, городе с населением чуть большим, чем сегодня (2 млн против 1,86 млн в 2017-м), – это и появившийся 25 мая 1897-го Венский Сецессион (буквально – «раскол»), основанный Климтом, Мозером и другими художниками и архитекторами в пику консервативным кругам искусства. Это и учрежденная в 1903-м среди других тем же Мозером Венская мастерская, подобно Сецессиону искавшая новых форм и синтеза искусств, стиравшая грань между «высоким» и прикладным. Входивший туда и туда ученик Отто Вагнера, архитектор Йозеф Хоффман говорил, что их поколение намерено «придать соответствующую форму современному ощущению». Ощущения «аранжировались» в изобразительных искусствах, в музыке Малера и Шёнберга, в психоанализе Фрейда...

В 2018-м даже Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum), оплот императорских коллекций и старых мастеров, встречает зрителей Климтом. Вернее, встречает он всегда, но сейчас, так сказать, особенно близко. Как известно, в 1890–1891 годах 28-летний художник написал 13 картин для простенков между арками над парадной лестницей. Вместе с братом Эрнстом и художником Францем Мачем они выполняли заказ на «декорации», связанные с аллегорией искусств разных эпох. Так чувственные фигуры Климта стали одновременно примером раннего его творчества (к слову, картины ни разу с тех пор не пришлось реставрировать) и образцом самого современного на конец XIX века искусства, открывающего музей. «Мост» к климтовским работам, расположенным на высоте 12 м, в Kunsthistorisches Museum уже возводили шесть лет назад, отмечая 150-летие мастера. До осени есть шанс снова подняться под потолок. Или разглядеть живопись в специально установленный телескоп. Тут, в общем, можно перефразировать – может, и не к месту, есенинские слова: большое можно увидать и лицом к лицу, и на расстояньи. Наконец, в античном зале выставили климтовскую Nuda Veritas (1899), буквально – нагую Правду, картину, в свое время шокировавшую публику на 4-й выставке Сецессиона, а сегодня ее показывают в одном пространстве, например, с хрестоматийным дорифоровским «Поликлетом» – хотя и сохранившейся в виде реплик, но эталонной античной скульптурой в смысле размышлений об идеальных пропорциях. Чтобы напомнить о простой истине – идеалы красоты бывают разными.

Климтовскую тему в конце июня в Музее Леопольда продолжит эдакая ретроспектива «Густав Климт», чертящая линию от раннего до «фирменного» стиля мастера – от того, каким его сегодня уже хуже знает широкая публика, до того, каким он прославился на весь мир и был совсем не похож на себя же в юности. Об историческом контексте до 10 июня в том же музее рассказывают на выставке «Вена 1900. Климт – Мозер – Герстль – Кокошка».

А в Нижнем Бельведере обозначили перспективу постклимтовской эпохи. До конца августа на выставке «После Климта. Новые горизонты в Центральной Европе» выявляют влияние протагонистов модерна Климта, Шиле, Мозера на последующие поколения художников. Проект международный, в нем участвуют и брюссельский Центр изящных искусств (BOZАR), и Музей изобразительных искусств Будапешта. Соответственно в экспозиции в 80 произведений помимо этих трех имен – Оскар Кокошка, на которого, как и на Шиле, Климт оказал сильное влияние, другой экспрессионист – Рихард Герстль, а еще среди прочих – Йозеф Чапек, брат Карела Чапека.

Эгона Шиле в Музее Леопольда до начала ноября чествуют большой «Юбилейной выставкой», а с конца октября его будут вспоминать в Нижнем Бельведере. Если леопольдовская экспозиция основана и на собственном собрании, и на привлеченных произведениях, то проект Бельведера так озаглавлен: «Эгон Шиле. Пути одной коллекции» – и полностью сосредоточен на имеющихся в распоряжении музея вещах, от того, кто там представлен, до особенностей его живописной техники (в Бельведере с 2016 года проводили реставрационные изыскания на этот счет). Но – как и с Климтом в Бельведере – в Музее Леопольда так и эдак «крутят» шилевское творчество через последователей. В фокусе проекта «Шиле – Брус – Пальме» – новаторские и по-своему радикальные подходы к искусству представителей совсем разных поколений: от Шиле к родившемуся в 1938-м, испытавшему влияние экспрессионизма венскому акционисту Гюнтеру Брусу, а затем к Томасу Пальме (род. в 1967-м).

В Музее Вены до начала октября идет первая, как тут говорят, больше чем за полвека масштабная выставка «Отто Вагнер», посвященная архитектору и его эпохе – с рисунками, макетами, мебелью и личными вещами. А в Австрийском музее прикладного и современного искусства (МАК) к декабрю готовят экспозицию «Коломан Мозер: универсальный художник между Густавом Климтом и Йозефом Хоффманом», где живопись и графика будут «сопряжены» с дизайном интерьеров и сценографией. Последний сюжет отдельно разовьют в Театральном музее в проекте «Грани таланта. Коломан Мозер и сцена» (с 18 октября). Речь пойдет о совсем разных форматах – от кабаре до оперы Юлиуса Биттнера «Горное озеро», мозеровские эскизы к ней нашли недавно и теперь предъявят публике.

Все это – только часть посвященных памятной дате событий. Вокруг еще – выставки с перекрестными сюжетами, от модного среди богемы (от Климта до Пикассо) фотоателье мадам д'Ора до того, как увлечение Японией повлияло на европейское искусство рубежа веков. Остается напомнить, что осенью 2017-го в Пушкинский музей привозили графику Климта и Шиле из венской Альбертины (см. «НГ» от 11.10.17), это был первый масштабный показ художников в России. Потом выставки отправились в Бостон и в Лондон.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Свет между мирами, мост между народами

Свет между мирами, мост между народами

Георгий Соловьев

В Подмосковье проходит выставка произведений модернизма из коллекций "Нового Иерусалима" и Нукусского музея

0
1569
КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1476
Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
3057
МАГАТЭ закладывает бомбу под ядерную сделку

МАГАТЭ закладывает бомбу под ядерную сделку

Игорь Субботин

Руководство агентства предъявило доказательства секретной активности Ирана

0
2298

Другие новости